МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ

Исламский терроризм

Новые теробразования В РФ и СНГ
02.09.2023 · Террористические организации

В России

«Чистопольский Джамаат»

 Террористическая группировка «Чистопольский джамаат» образовалась в 2007 году в городе Чистополе (республика Татарстан). Ее лидером был «главный муджахед Татарстана» Раис Мингалеев. На счету банды убийство руководителя учебного отдела Духовного управления мусульман Татарстана Валиуллы Якупова и покушение на муфтия республики Илдуса Файзова, а также обстрел территории завода «Нижнекамскнефтехим» самодельными ракетами.

 

«Рохнамо ба суи давлати исломи» (Путеводитель в «Исламское государство»)

Международное интернет-сообщество «Рохнамо ба суи давлати исломи» создано для пропаганды террористической идеологии и рекрутирования боевиков в состав МТО «Исламское государство Ирака и Леванта» (см. Справочник ЦСБ, 2019 г.), а также сбора денежных средств для финансирования данной террористической организации.

Террористическая группировка, действующая на территории РФ. Несмотря на действия ФСБ, на территории Свердловской, Тюменской и Челябинской областей продолжается деятельность ячеек международного интернет-сообщества «Рохнамо ба суи давлати исломи».

Сообщество «Рохнамо», в состав которого в нашей стране и за рубежом, в основном странах СНГ, суммарно входят более 100 тысяч членов, из числа выходцев из Средней Азии, координируется десятками модераторов терроризма (радикального ислама), находящимися как в России, так и странах Ближнего Востока и Севера Африки (в основном Сирии, Ирака, Египта), использующих для осуществления конспиративной связи в сети Интернет программные средства по шифрованию и анонимизации передаваемых данных.

 

В Иране

         «Аль-Каида»

         Восстанавливающаяся на территории Ирана после убийства Аз-Завахири террористическая группировка.

         Лидер: Саиф аль-Адель, (62 года). Ветеран египетского экстремизма, в настоящее время является фактическим лидером запрещенной в России террористической организации «Аль-Каида».

         Тегеран отрицает оказание какой-либо поддержки «Аль-Каиде», хотя по нашим данным, что десятки высокопоставленных членов группировки и их семьи пытались искать убежища именно в Иране после возглавляемого США вторжения в Афганистан в 2001 году. При этом экстремистская идеология «Аль-Каида» по-прежнему отвергает мусульман-шиитов как еретиков и врагов суннитского большинства. Большинство же иранцев, как известно, шииты. Статус членов «Аль-Каиды» в Иране никогда не был полностью ясен, поскольку за 20 лет, прошедших с момента их прибытия, их положение менялось. Некоторые, по-видимому, содержались в течение длительного времени в различных формах содержания под стражей. Но другим были предоставлены значительные свободы (среди них члены семьи Усамы бен Ладена, основателя «Аль-Каиды», убитого в Пакистане американским спецназом в 2011 году).

          Адель - опасная угроза; он обладает доказанными организаторскими способностями и целеустремленностью, которые снискали ему широкое уважение в исламистских экстремистских кругах. Он начал свою экстремистскую карьеру в египетской джихадистской группировке в 1980-х годах, и его обвинили в терактах 1998 года против посольств США в Восточной Африке. Американское министерство юстиции предлагает 10 миллионов долларов за информацию, которая приведет к его поимке.

          Кстати! ФБР, ищущее террориста под  псевдонимом Саиф аль-Адель путает биографии двух членов «Аль-Каиды»: один из них, «Мохаммед Салах ад-Дин Зайдан», известный как Саиф аль-Адель, выпускник экономического факультета, присоединился к «Аль-Каиде» в 1991 году, но никогда не был членом египетского «Исламского джихада» (см. Справочник ЦСБ, 2019 г).

Сегодняшний глава «Аль-Каиды» - Мохаммед Ибрагим Маккави, бывший полковник египетского спецназа и бывший член исламистской группировки, который отправился воевать против советских войск в Афганистан в 1987 году после освобождения из тюрьмы в Египте, а затем присоединился к «Аль-Каиде».  Является членом Меджлиса аль-шура «Аль-Каиды» и членом ее военного комитета. Экстремист проводил в прошлом военную и разведывательную подготовку для членов террористических группировок в Афганистане, Пакистане и Судане, а также для сомалийских племен.

 

Центральная Азия

     С точки зрения деятельности экстремистских организаций, ЦА стала значительно более стабильным регионом, но пока рано говорить о полном отсутствии угрозы. Знаковым событием, способным повлиять на террористическую активность в регионе Центральной Азии, стала новая стратегия группировки «Хайят Тахрир аль-Шам» (ХТШ, см. Справочник ЦСБ, 2019 г).

       ХТШ  контролирует сирийский регион Идлиб. Стратегия предусматривает выдавливание всех ранее аффилированных с ХТШ групп иностранных джихадистов из Сирии обратно в Центральную Азию. 

        Начиная с весны 2021 года, ХТШ усиливает давление на прибывших в Сирию из других стран боевиков, обосновавшихся в Идлибе. Сама ХТШ теперь пытается представить себя сугубо сирийской организацией, якобы не входящей в глобальную террористическую сеть.

        Осень 2022 г.- весна 2023 г. Показательно, что подобные усилия ХТШ уже спровоцировали отток ряда джихадистских фракций из Идлиба на Украину. Это касается, например, «чеченской» группировки во главе с Рустамом Ажиевым (Абдульхааким Шишани). Или, так называемой, «Албанской группы», которая прибыла на Украину и присоединилась к подконтрольным ВСУ отрядам наемников в начале 2023 года.

         В сирийском Идлибе до сих пор остаются связанные с ХТШ группировки, состоящие из граждан государств Центральной Азии. «Хайят Тахрир аль-Шам» продолжает оказывать на них давление, чтобы они самораспустились и покинули регион Идлиба.

          Однако, в отличие от «чеченских» или «албанских» группировок, их представители - нежеланные гости на Украине, так как члены этих центральноазиатских фракций в гораздо большей степени «засветились» в санкционных списках США и государств Евросоюза. Они также зачастую гораздо более последовательны в продвижении идеологии «глобального джихада» и даже более радикальны, чем сам ХТШ.

            Существует угроза, что ХТШ сможет найти безопасные коридоры для переправки боевиков из Центральной Азии, от которых альянс хотел бы избавиться, как непосредственно в государства региона, так и в Афганистан.

В этом случае велика вероятность того, что эти боевики могут примкнуть к радикальным формированиям, представляющим наибольшую угрозу соседним государствам, действующим в Афганистане и отказывающимся признавать власть.

 

Узбекские боевики и афганский Бадахшан

«Исламская партия Туркестана» (ИПТ, «Исламское движение Восточного Туркестана», ИДВТ)

          Наиболее крупной группировкой джихадистов, связанной с Центральной Азией, которая по-прежнему активна в Идлибе, остается «Исламская партия Туркестана». Несмотря на свои связи с Синьцзян-Уйгурским автономным округом Китая и действующей там материнской фракцией ИПТ, в ее идлибском филиале также присутствуют уроженцы из Центральной Азии. Прежде всего, это уйгуры, но также узбеки и киргизы. Эта группировка была важным партером ХТШ, но рано или поздно руководство ХТШ будет вынуждено усилить давление на ИПТ, чтобы ее боевики покинули Идлиб. Тем более что руководители этой фракции также служат целями и для атак американских беспилотников.

           На сегодняшний день есть вероятность, что «Исламская партия Туркестана» может распространить свою активность на территорию соседнего Таджикистана.

 

«Тэхрик Талибан Таджикистан» (ТТТ)

            Одна из новых угроз безопасности Таджикистана со стороны Афганистана состоит в создании организации «Тэхрик Талибан Таджикистан» в провинции Бадахшан в июле 2022 года. Название этой террористической структуры указывает скорее на близость с пакистанским «Тэхрик Талибан Пакистан» (См. Справочник ЦСБ, 2019 г.)., нежели с афганскими талибами.

            ТТТ  состоит из части бывших бойцов «Джамаат Ансарулла» второго поколения и насчитывает до 300 членов, большинство из которых - граждане Таджикистана. ТТТ сформирована по инициативе афганских талибов, и ее главная цель - установить в Таджикистане шариатское правительство путем свержения светского режима в стране.

           Лидер ТТТ: Мухаммад Шарипов, также известный как Махди Арсалон, житель Нуробадского района Таджикистана. Его отец, Мирходже Шарипов, был одним из друзей Амриддина Табарова, основателя «Джамаат Ансаруллах», а одна из сестер Махди Арсалона замужем за одним из сыновей Табарова. Махди Арсалон жил в России до октября 2015 года, а в 2016 году переехал в Афганистан.

 

«Катибат Имам Бухари» (КИБ)

           В сирийском Идлибе находятся и узбекские боевики из группировки «Катибат Имам Бухари». С 2018 года КИБ открыто идентифицирует себя как часть афганских талибов. Они называют себя «Исламским Эмиратом Афганистана - Катибат Имам аль-Бухари» (См. Справочник ЦСБ, 2019 г.).

            Показательно, что эта же группировка ранее действовала и в Афганистане, и у нее был собственный афганский филиал, также состоящий как из местных этнических узбеков, так и из граждан Узбекистана. Однако какие в настоящий момент отношения связывают КИБ и афганских талибов, сказать сложно. Тем более, что ХТШ вряд ли потерпела бы в Идлибе группировку, не подчинившуюся ее руководству.

 

«Исламское движение Узбекистана» (ИДУ)

            Наибольшие опасения вызывает ситуация в афганском Бадахшане - регионе на северо-востоке Афганистана, где уже нашли убежище немало радикально настроенных выходцев из Центральной Азии, готовых вернуться домой и попытаться повторить успех «Талибана» (См. Справочник ЦСБ, 2019 г.). В Бадахшане по-прежнему действуют осколки террористического «Исламского движения Узбекистана», той его части, которая отказалась входить в состав местного филиала «Исламского государства» (См. Справочник ЦСБ, 2019 г.)  под названием «Вилаят Хорасан» (См. Справочник ЦСБ, 2019 г.). Последняя понесла серьезные потери в боях с талибами, но все еще может представлять угрозу как для Афганистана, так и для соседних государств. В регионе действуют таджикская радикальная группировка «Джамаат Ансаруллах» (См. Справочник ЦСБ, 2019 г.), уже отметившаяся терактами на территории Таджикистана. По нашим данным, «Ансаруллах» тесно взаимодействует с талибами, вплоть до того, что с их санкции охраняет часть афгано-таджикской границы. Сам «Талибан», впрочем, опровергает эти обвинения и отказывается признавать «Ансаруллах» своим союзником.

 

«Исламское государство - вилаят Хорасан» (ИГ-ВХ)

          В течение мая-августа 2023 г. отмечается активность террористической организации ИГ-ВХ  в Афганистане и представляет собой серьезную угрозу для безопасности государств Центральной Азии.

         ИГ-ВХ набирает в свои ряды новобранцев как из числа афганских этнических меньшинств, таких как таджики и узбеки, так и граждан центральноазиатских государств, оказавшихся на афганской территории, в том числе и в составе других радикальных группировок.

         Угроза, исходящая от ИГ-ВХ и иных террористических группировок, обосновавшихся в Афганистане, по-прежнему требует тесного контртеррористического сотрудничества между Россией, государствами Центральной Азии и новыми властями Афганистана.

          Власти некоторых государств Центральной Азии склонны преувеличивать внутренние риски и угрозы со стороны радикальных и террористических группировок, как это происходит в Казахстане или Таджикистане, или, наоборот, преуменьшать проблемы, чтобы казаться более стабильными, как в Узбекистане.

 

Комментарии 0