Незавидная участь предателя. Как закончил жизнь полковник СВР, который не чувствовал ностальгии...
Едва ли в России было принято решение о его ликвидации. Тем более, столь затейливым образом. Это стало бы, наверное, самым изощренным способом убийства. К тому же компетентные органы на Западе не подтвердили версию о насильственной смерти, посчитав это случайным стечением обстоятельств.
Пусть даже, немного комичным. Точно судьба-злодейка посмеялась над ним, над человеком, носившим оперативный псевдоним Жан. Самоуверенным, в меру циничным, смеющимся в глаза старухи с косой.
Или это была только игра на публику?
На вопрос журналиста, не боится ли он за свою жизнь, он отвечал не без самолюбования:
Обратитесь к моим бывшим коллегам. Они вам расскажут, кто такой товарищ Жан. Тогда у вас многие вопросы отпадут... Я самый высокопоставленный офицер разведки, который когда-либо... Замы резидента из Нью-Йорка еще не уходили. Поэтому если после Эймса и Хэнсона расстреляли — сколько там? — двенадцать человек, то в общем-то я прекрасно понимаю, что меня могло бы ожидать... Если со мной что-то случится, Россию исключат из цивилизованного сообщества...
Полковник Службы внешней Сергей Третьяков, оказавшись в 2000-е на Западе, дал публике и спецслужбам то, чего от него ждали: во всеуслышание говорил о реальных людях и совсем недавних, постперестроечных событиях, раскрывал имена дипломатов ООН, сотрудничавших с Россией, признавался, что Москва безуспешно пыталась завербовать Генри Киссинджера, и утверждал, будто располагает информацией о том, как Служба внешней разведки умело манипулировала помощником госсекретаря в администрации Клинтона Строубом Тэлботтом — одним из главных экспертов в вопросах определения внешней политики США в отношении России в 1990-е годы. Хотя сам Тэлботт всегда называл эти утверждения «смехотворными».
Сбежав в октябре 2000 года в США, Третьяков никогда не объяснял мотивов своего поступка. Не строил из себя идейного или борца с режимом. Признавался, что хочет, чтобы коллеги из контрразведки поломали голову, почему успешный человек с хорошей карьерой, не имевший никаких материальных проблем, решил вдруг от всего этого отказаться.
А ведь жизнь могла бы сложиться иначе. Потому что, несмотря на всенародное равенство в СССР, он относился к элите. По праву рождения. Родился, как говорят, с золотой ложкой во рту. И перед ним были открыты многие двери.
Сергей Третьяков появился на свет в Москве 5 октября 1956 года. Его бабушка служила в НКВД, затем возглавляла один из многочисленных отделов КГБ, получив от государства за верную службу пятикомнатную квартиру в центре столицы и дачу в ближнем Подмосковье. Отец занимал значимый пост во Внешторге. Так что мальчишка сызмальства не знал нужды, и биография его была написана заранее: хорошая школа, престижный институт, вступление в партию и хорошо оплачиваемая работа на благо Родины. Возможно (и скорее всего), связанная с выездами заграницу.
Окончив десятилетку, Сергей поступил в Институт иностранных языков, а затем пришел на работу в КГБ. Женился. Неудивительно, что его избранницей стала не девушка с улицы, а студентка МГИМО Елена Туликова, тоже представительница "непростой" семьи. И говорят, что это был выбор не молодых, а родителей. "Плохой" выбор запросто мог навредить карьере, а удачная пара, наоборот, могла придать карьерному росту необходимое ускорение.
У него были отличные перспективы и безупречная биография. Служба в Первом главном управлении КГБ СССР позволяла надеяться на скорые поездки на Запад, недосягаемые для простых смертных в СССР. Вот только времена стремительно менялись.
В середине 80-х Союз начало лихорадить, а спустя несколько лет его и вовсе не стало. Третьяков все же отправился в загранкомандировку, но случилось это уже в начале 90-х, когда в Европу и США поехали все, у кого завелись деньги. И заграница перестала быть привилегией элиты.
Официально в Канаду он был направлен на дипломатическую работу. На деле же занимался разведкой. В апреле 1995 года его перевели в Нью-Йорк на должность заместителя резидента СВР под дипломатическим прикрытием первого секретаря российского представительства при Организации Объединенных Наций.
Холодная война закончилась, но российские приоритеты остались теми же. Основными целями, как прежде, были Соединенные Штаты, НАТО и Китай, - говорил Сергей Третьяков в интервью французскому журналисту. - Для сбора разведданных все средства хороши: манипуляция, шантаж, игра на антиамериканских настроениях иностранных дипломатов, в том числе представителей дружественных Вашингтону государств. Некоторых можно было купить за копейки. Они предавали свои страны и рисковали получить смертный приговор за золотые побрякушки стоимостью пару сотен долларов, купленных в супермаркете... Если российский дипломат приглашает Вас в пятизвездочную гостиницу и платит, не дожидаясь счета, значит он - офицер СВР, - предупреждал журналиста перебежчик. - Японский репортер под кодовым именем "Самурай" был завербован именно таким образом...
Когда полковник СВР Сергей Третьяков перешел на другую сторону - доподлинно неизвестно. Сам предатель никогда не называл ни точной даты, ни обстоятельств, ставших тому причиной.
Те из читателей, кто жил в 90-е, наверняка вспомнят ходившие тогда настроения, что Россия - всё. Недолго ей осталось. Третьяков же признавался, что не видит будущего для своей дочери на Родине.
Когда работаешь в разведке, ты знаешь о людях, которые руководят страной несколько больше, чем люди, которые не работают в разведке, - утверждал Третьяков. - И вот это чувство аллергической реакции, оно накапливалось так долго, что результат таков, что я здесь, а не там...
Работая заместителем российского резидента на Манхэттене, полковник Третьяков на протяжении пяти лет руководил агентурной сетью Нью-Йорка, включая кадровых офицеров разведки и зарубежных информаторов. Имел доступ к ежедневной секретной переписке с Центром и лично курировал большую часть операций СВР. За годы работы на ЦРУ и ФБР передал американцам более 5 тысяч конфиденциальных депеш и около 100 докладов с грифом "Совершенно секретно".
По утверждению полковника Третьякова, он лично руководил операцией, которая позволила бывшему иракскому лидеру Саддаму Хусейну манипулировать ценами на продаваемую нефть в рамках программы «Нефть в обмен на продовольствие», а чиновникам в Москве – извлекать из этого баснословные прибыли. Третьяков называл фамилии конкретных людей, иногда очень известных на политическом небосклоне, обвиняя их в работе на российскую разведку. В США расследование фактов коррупции вокруг программы, длившееся почти два года, достигло своего апогея в октябре 2005-го, когда был опубликован доклад, в котором выдвигались обвинения в сговоре с режимом Саддама Хусейна в отношении более чем 2200 компаний из 40 стран, и речь шла о хищении из средств иракской гуманитарной программы на сумму 1,8 млрд долларов.
Некоторые из российских журналистов и экспертов утверждают, что ущерб от шпионской деятельности Третьякова минимален, а важность полученных с его помощью спецслужбами США документов сильно преувеличена. Однако, Пит Эрли, автор шпионской книги "Товарищ Ж: необнародованные секреты главного российского шпиона в Америке после окончания холодной войны", основанной на длительных беседах с Сергеем Третьяковым, в пух и прах разбивает эти нелепые домыслы:
Дом, в котором Третьяков сегодня живет, и машины, на которых он ездит, лучшее доказательство того, во сколько американское правительство оценило его услуги...
И с этим сложно спорить.
По данным, которые со временем раскопали американские журналисты, власти США предоставили российскому перебежчику невиданное доселе финансовое обеспечение, оценивающееся в сумму более 2 миллионов долларов. Сам же предатель старался не акцентировать внимание на источниках своего дохода, скромно утверждая, что живет за счет удачных инвестиций.
Час X для Третьякова пробил 11 октября 2000 года.
Злейший враг шпиона - страх, - признавался Сергей Третьяков в интервью. - Особенно когда понимаешь, что если тебя раскроют - отправят на шесть футов под землю...
Действительно ли у него существовал риск быть раскрытым, или стало страшно за свою жизнь и жизни близких, но утром вместе с женой и дочерью, прихватив самое необходимое из вещей и любимую кошку Матильду, Третьяков сел в свою машину в подземном гараже здания, расположенного в Ривердейле, Бронксе, где жили российские дипломаты. И скрылся в неизвестном направлении.
Я не чувствую ностальгии, ведь моей страны больше не существует, - позже говорил предатель в своё оправдание.
После бегства полковник Третьяков был допрошен агентами ЦРУ и ФБР, и его местонахождение тщательно скрывалось от российской стороны. Пока не появился доклад, составленный совместно с другими перебежчиком, первым секретарем российского посольства в Оттаве Евгением Тороповым, наделавший много шума в политических кругах. В нем шла речь об «агентах влияния» России в ООН.
В 2008 году в США вышла книга Пита Эрли "Товарищ Ж: необнародованные секреты главного российского шпиона в Америке после окончания холодной войны". Здесь все, как любит западный читатель: расчетливые и циничные сотрудники российских спецслужб, пришедшие на смену идеологически выверенным агентам КГБ, чиновники, которые интригуют, изворачиваются, пьют и воруют. И посреди этого хаоса - русский Джеймс Бонд, Товарищ Жан. Полковник Третьяков. Весь в белом.
Неудивительно, что в России назвали книгу насквозь лживой "саморекламой, основанной на предательстве". Но Сергея Третьякова это волновало мало. Он прекрасно знал, что за дорого можно продать американской общественности. За что ему с удовольствием заплатят. И без стеснения зарабатывал на "злой и агрессивной России".
Продвигая свою книгу (на которой было не его авторство), Третьяков нагонял жути на западного обывателя, рассказывая, что российская разведка остается такой же активной, как и во времена холодной войны. Утверждал, что многие влиятельные лица, в частности, посол Азербайджана в ООН Эльдар Кулиев и член парламента Канады Алекс Кинди, были завербованы СВР. Из-за этого выход книги в Канаде был отложен издателем по юридическим соображениям. Говорил, что глава КГБ СССР Владимир Крючков отправил средства Коммунистической партии на сумму 50 миллиардов долларов США в неизвестное место незадолго до распада Советского Союза, и что Рауль Кастро длительное время являлся "особым неофициальным связным" российской разведки. А апофеозом устрашения стали заявления о ядерном оружии, находящемся в частной собственности в России.
Третьяков рассказывал о встрече с двумя российскими бизнесменами,
представлявшими одну из созданных государством корпораций. Речь шла о дорогостоящем проекте по уничтожению большого количества химических отходов, собранных в западных странах, на Новой земле, служившей ранее испытательным полигоном для советского ядерного оружия. Именно тогда один из собеседников похвалился, что у него на даче в Подмосковье (не иначе, на Рублевке) хранится собственная ядерная бомба. Увидев сомнение Третьякова, бизнесмен заверил: «Не будьте таким наивным. При нынешних экономических условиях в России любой, у кого достаточно денег, может купить ядерную бомбу. На самом деле, в этом нет ничего особенного».
Но в свое удовольствие на Западе жил предатель недолго. 9 июля 2010 года стало известно, что он скончался еще 13 июня. А известие о смерти сознательно задерживалось по просьбе вдовы до официального заключения компетентных органов.
Слухи о неожиданной смерти ходили самые разные. Различные СМИ упражнялись в построении конспирологических теорий и тиражированию версий, но согласно отчету судмедэксперта штата Флорида, бывший полковник СВР Сергей Третьяков умер от удушья, подавившись куском мяса...
А незадолго до этого, в апреле 2010 г. в результате удара током в ванной - по сообщениям СМИ, случайно схватившись рукой за электроприбор - скончался другой российский перебежчик, Евгений Торопов.