Шутить с Россией вздумали? Шойгу ждет от Пентагона объяснений слов Мэттиса
Министр обороны Российской Федерации Сергей Шойгу заявил, что ждет пояснения позиции Пентагона на встрече начальника российского Генштаба ВС Валерия Герасимова с его американским коллегой Джозефом Дэнфордом, которая пройдет в четверг, 16 февраля, в Баку. Корреспондент Федерального агентства новостей побеседовал с экспертами о заявлении главы военного ведомства США Джеймса Мэттиса.
Сергей Шойгу заявил, что Российская Федерация готова восстанавливать сотрудничество с американским военным ведомством, однако все попытки выстраивать диалог с позиции силы не имеют перспектив. Он отметил, что Россия ждет разъяснений на встрече в Баку.
Ранее глава министерства обороны Соединенных Штатов Джеймс Мэттис на встрече глав военных ведомств стран-участниц НАТО в Брюсселе выразил мнение, что Североатлантическому альянсу необходимо общаться с Российской Федерацией «с позиции силы». По его словам, Соединенные Штаты по-прежнему открыты для возможности возобновления сотрудничества с Россией, но в то же время, заметил он, «наши дипломаты» должны вести переговоры с позиции силы. Как подчеркнул глава Пентагона, несмотря на попытки взаимодействовать с Москвой, Североатлантический альянс должен быть готов защищать себя в случае, если «Россия захочет действовать вопреки международному праву». В то же время, добавил Мэттис, «подобно самым мрачным дням холодной войны», Соединенные Штаты готовы поддерживать так называемые открытые каналы для политического сотрудничества, а также смягчения напряженности.
Напомним, в середине января текущего года Джеймс Мэттис, бывший тогда кандидатом главы Пентагона, назвал Российскую Федерацию главной угрозой Соединенным Штатам. В свою очередь пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков объяснил такие заявления негативным влиянием, которое оказывается на окружение президента США Дональда Трампа.
«У заявления главы Пентагона Джеймса Мэттиса есть две примечательные стороны. Во-первых, я сам лично своими ушами слышал от чиновников НАТО в Брюсселе, западных дипломатов, собеседников российских коллег, что НАТО не будет не то что угрожать России в новой реальности — оно не двинется дальше ФРГ. Но потом было это движение — в Чехию, Польшу, Румынию, страны Балтии. Сначала под предлогом противодействия Ирану, теперь вот все и прояснилось. Только в ответ на эту патологическую ложь западных политиков мы должны были предпринять — и предприняли — все необходимые адекватные меры. В частности, наш ответ на системы двойного назначения ПРО в Европе — новые виды вооружений, которые преодолевают и уничтожают защиту их систем. Во-вторых, Мэттис угрожает не от хорошей жизни. Для поддержания «боевого духа» армий Североатлантического альянса необходимы серьезные финансовые ресурсы», — пояснил ФАН политолог, руководитель экспертной группы «Крымский проект» Игорь Рябов.
И страны НАТО, заметил эксперт, одновременно с наращиванием антироссийской истерии говорят европейским правительствам — дайте денег. Иначе нам никак Россию не сдержать. И вот тут важный момент — есть ли деньги или желание европейцев их выделять на военное противостояние с Россией. Наша военная экономика традиционно гораздо более экономна, чем западная. «Мы умеем достигать военного перевеса за счет более дешевых технологий. В новой реальности мы гораздо эффективнее. Так что все это не более чем самовозбуждающаяся риторика натовцев. Мы спокойны», — резюмировал Игорь Рябов.
«А что такого сказал Мэттис? Ровно все то же самое, что мы слышали как от всех его предшественников, так и от всех, без исключения, генсеков НАТО. НАТО — это антисоветский, а в последствие — антироссийский блок. Единственная цель его существования — военное сдерживание России. Все прочие заявленные цели и угрозы: терроризм, «страны-изгои» и т.д. — это разговоры для обоснования существования блока спустя четверть века после окончания холодной войны и его расширения, а также для оправдания интервенций и преступлений, совершаемых против стран, чьи режимы не устраивают Запад, по всему миру», — пояснил ФАН политический и военный эксперт, директор Центра геополитических исследований Института инновационного развития Дмитрий Родионов.
«Как бы там ни было, в отношении Москвы еще долго будут работать инерционные процессы, что, впрочем, не станет препятствием для возможного сотрудничества по целому ряду вопросов, в том числе, военных. Я бы особо обратил внимание на то, что Мэттис подчеркнул позицию Трампа относительно финансового обеспечения деятельности НАТО. Это четкий сигнал к тому, что альянс так или иначе будет реформирован, возможно, даже кому-то придется его покинуть. России при всем при этом не стоит расслабляться, не стоит забывать о том, что НАТО была, есть и останется нашим наиболее предполагаемым противником, и нужно быть всегда готовыми к противостоянию, в том числе, возможно, и силовому. Трамп — не наш, он американский, и поставлен блюсти американские интересы, а американские интересы с сильной и независимой Россией мало совместимы. Еще раз подчеркну, возможны точки соприкосновения, возможно сотрудничество по целому ряду вопросов, возможна относительная разрядка. Но порох надо держать сухим», — резюмировал Дмитрий Родионов.
Как считает политолог Максим Жаров, Джеймс Мэттис — не первый политик, кто заявляет, что с Россией нужно вести себя с позиции силы. Ранее об этом заявляли Рудольф Джулиани, Джон Маккейн, глава НАТО Столтенберг и даже британский премьер Тереза Мэй.
«Так что это крайне распространенная среди ультраконсервативных политиков точка зрения на отношения с Россией. В данном случае глава Пентагона, произнося эти слова как заклинание, подтверждает преемственность той политики США в отношении НАТО, которую вела предыдущая администрация Белого дома», — резюмировал Максим Жаров.