МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Незваные гости (Афган)
11.07.2021 · Средний Восток

                                                Незваные гости  (Афган)

 

    За последние недели было зафиксировано сразу несколько попыток проникнуть в Узбекистан со стороны Афганистана. После публикации новостей о несанкционированном переходе большинство людей неверно истолковали суть происходящего. В комментариях люди негодовали из-за того, что «террористы как домой заходят на территорию Узбекистана», «проходной двор, а не граница». На самом деле границу пересекли не талибы, а военнослужащие Исламской Республики Афганистан, которые, как раз - таки с ними воюют. Для начала надо понять, почему вообще афганские военные попытались перейти границу. Причина этому, как это ни странно, американцы.    

     Из истории: после террористических атак 11 сентября 2001 года, Соединенные Штаты выдвигают требование к движению «Талибан» (см. Справочник ЦСБ, 2019 г.), которые тогда контролировали 90% Афганистана, выдать руководство террористической группировки «Аль-Каида» (см. Справочник ЦСБ, 2019 г.), находящуюся на афганских землях. После отказа талибов выдать бен Ладена и других лидеров «Аль-Каиды», США совместно с международной коалицией вторгаются в Афганистан и в течение нескольких месяцев выбивают талибов из всех крупных городов, тем самым положив конец режиму талибов. На освобожденных территориях образуется Исламская Республика Афганистан, вооруженные силы которой совместно с международной коалицией сражаются с движением «Талибан» и другими группировками.

Последние вынуждены отступать в горы и на юг страны, где со временем перегруппировываются и начинают активную партизанскую войну.

     Вчера-сегодня: не сумев до конца разбить «Талибан», 29 февраля 2020 года в Дохе американцы подписывают эпохальное мирное соглашение с группировкой. Согласно ему, США обязуются вывести свои войска с территории Афганистана, а «Талибан» в свою очередь гарантирует, что афганская земля «не будет использована для создания угроз Соединенным Штатам и их союзникам». В апреле 2021 года президент США Байден заявил, что американские войска покинут Афганистан не позднее 11 сентября. И вот, началось...

      Пользуясь выводом международных сил, «Талибан» начал масштабное наступление на севере страны, на границе с Узбекистаном и Таджикистаном.

      Таким образом, талибы хотят сначала взять под контроль самый тяжелый для них регион, традиционно выступающий против группировки. Тут важно учитывать, что в отличие от той же «Аль-Каиды», «Талибан» - националистическое движение, сражающееся не только за установление исламского эмирата с шариатским правом на территории Афганистана, но также за интересы пуштунов, составляющих этническое большинство в Афганистане. Именно поэтому, талибы сталкиваются с ожесточенным сопротивлением на севере страны, населенного, преимущественно этническими узбеками и таджиками. Именно поэтому, даже в самые тяжелые для движения времена - «Талибан» не сотрудничал с «Исламским Движением Узбекистана» (см. Справочник ЦСБ, 2019 г.). То есть, очередной отряд афганских военных и ополченцев перешел узбекскую границу и с огромной вероятностью отряд этот говорил на чистом узбекском, и в Узбекистан переходил не плов поесть, а отступал, сражаясь в неравном бою с радикальной группировкой.

      Встает вопрос, почему Узбекистан не хочет пускать борцов с радикальным исламизмом на территорию республики, как, например, это сделал соседний Таджикистан. Ответ кроется в самих заявлениях внешнеполитического ведомства, данными по этому случаю. «Узбекская сторона твердо заявляет о своей приверженности поддержанию традиционно дружественных и добрососедских отношений с Афганистаном, сохранению нейтралитета и невмешательства во внутренние дела соседней страны». МИД открыто дает понять, что Узбекистан принял выжидательную позицию и не хочет провоцировать ни одну из сторон, в конкретном случае, «Талибан». Это подтверждает и недавнее интервью министра иностранных дел Абдулазиза Камилова, в котором он отказывается называть «Талибан» террористической группировкой.

      Можно понять действия узбекского правительства, - ведь согласно международному праву, прохождение через нейтральную державу войск воюющей стороны запрещено. Зачем ввязываться в конфликт, тем более, когда глава офиса «Талибан» в Катаре обещает, что движение не допустит возникновения угрозы для Узбекистана. Однако, нельзя забывать, что это все тот же «Талибан», который сам регулярно нарушал нормы международного права. Также стоит помнить, что в горах с правительственными силами воюют совсем не «офисные» функционеры «Талибан» из Дохи.

       А тем временем афганский котел кипит. Об ожесточенности боестолкновений говорит не только повторяющиеся попытки вооруженных сил ИРА отступить на территорию Узбекистана и Таджикистана, но и тот факт, что легендарный маршал афганской армии, этнический узбек, Абдул-Рашид Дустум был вынужден покинуть территорию Афганистана. Напомним, маршал Дустум считается предводителем афганских узбеков и ярым противником талибов. Местные жители заявляют, что талибы уже подошли к важнейшему опорному пункту и транспортному узлу на севере - городу Мазари-Шарифу. Именно он связывает Афганистан с Узбекистаном и Таджикистаном. Официальный представитель «Талибан» заявил, что боевикам был отдан приказ отступить, так как движение не хочет завоевывать крупные центры до полного вывода американских войск.

       Не так давно по исторических меркам, одна сверхдержава уже выводила свои войска из Афганистана. Тогда, официальное правительство Афганистана продержалось не больше трех лет, и в итоге пало под натиском моджахедов. Сейчас же некоторые источники в американской разведке полагают, что правительство Афганистана может пасть в течение полугода после вывода войск США.

 

 Контроль моджахедов

  Многие жители постсоветского пространства полагают, что религиозными фанатиками можно управлять, - это серьезное заблуждение, навязанное кинематографом и пропагандой определенных стран. Часто включая телевизор можно услышать, что исламистские группировки чуть ли не созданы из-за океана и под диктовку исполняют указания. Это не так. Конечно, мировые игроки часто используют радикальные группировки для достижения своих целей, однако глупо полагать, что людьми, отдающими жизни за установление в мире шариата, можно управлять. Яркий тому пример, террористические акты 11 сентября. Стараясь ослабить своего главного геополитического соперника (СССР), Соединенные Штаты поддерживали афганских моджахедов, но как только Союз вывел свои войска из Афганистана, «Аль-Каида», состоявшая преимущественно из бывших моджахедов, объявила джихад Америке. Поэтому глупо говорить, что кто-то может полностью контролировать радикальные группировки извне, будь то Америка, Пакистан, или даже тот-же офис «Талибан», который расположен в Катаре уже 8 лет.

       Можно ли доверять обещаниям талибов или нет - рассудит история. Но уже сейчас можно сказать точно, что вывод американского контингента из Афганистана - вызов для всех нас. Даже официальные лица стран, много лет утверждавшие, что американцы - главная угроза региону, это признают. ВАЖНО! В социальных сетях, в интернете, - с каждым днем появляется все больше комментаторов, сочувствующих экстремистам и террористам, за их «многолетнюю борьбу» с «кяфирами», которых государство редко замечает. Кто бы что ни говорил, но «шестая колонна» - диаспоры не просто существуют, - она процветает, она старается навязывать свои извращенные ценности, совершает самосуды, сочувствует мужьям зарезающих своих жен за переписки. И блокировки соцсетей в данном случае уже, скорее всего, не помогут, а навредят; по нашим наблюдениям – блокировки сетей и замедление трафика приводят лишь к распространению систем  VPN, что облегчает гражданам доступ к террористическим сайтам.

   

Талибы приехали в Москву. И что?

1) На чем основывается экономика талибов? На экспорте героина и террористических групп в другие государства. Про остальное можно забыть на ближайшие лет 100.

2) Что лежит в основе государственного строительства движения «Талибан»? Смесь махновщины (с ваххабитским уклоном) и коктейль из различных направлений (течений) ислама. Назовите хоть одну страну, которая, исповедуя ислам, - стала бы передовой в экономической, политической или нравственных областях? Извините, НО НЕТ ТАКИХ (про арабов, сидящих на нефтяной трубе писать не будем, ума у них пока хватает только на продажу углеводородов и спонсирование мусульманских террористов по всему земному шару).

3) Что предлагают миру эти «миротворцы от аллаха», кроме мирового фашистского халифата и «мусульманского пожара – рэволюции» в виде джихада против всех остальных цивилизованных стран? И тут, заметьте, ударной силой выступают средневековые придурки с тротилом и АК-74, а не цивилизованные (более-менее) - Иран, Египет или Малазия.

     Также не будем забывать, что  «Талибан» не является единым однородным движением. Организация состоит из ряда более мелких движений, и внутри организации есть движения, которые противостоят друг другу. Боевики «Аль-Каиды» и ИГИЛ (см. Справочник ЦСБ, 2019 г.) действуют в Афганистане вместе с «Талибаном». ИГИЛ были намеренно размещены в зоне соприкосновения Афганистана и Таджикистана с целью пропаганды террористического джихада в Таджикистане, а затем и против России.

России следует готовиться к эскалации на афгано-таджикской границе. Самая длинная граница Афганистана - около 1000 километров - проходит по Таджикистану. Талибы уже контролируют две трети из них. Именно российские пограничники охраняли таджикско-афганскую границу с момента распада СССР. В 2005 году охрана границы была полностью передана в ведение Комитета охраны Государственной границы Таджикистана. Пограничное управление ФСБ РФ по Таджикистану преобразовано в оперативную пограничную группу без военного компонента. У России есть 201-я армейская база в Таджикистане - это крупнейшая российская армейская база в иностранном государстве. 7-9 июля «Талибан» взял под контроль пограничные посты на границе с Ираном и на границе с Таджикистаном.

 

   Анализ:

  Афганистан находится под угрозой полного краха после того, как «Талибан» добился значительных успехов в последние дни, нанеся удар в самое сердце базы власти афганского правительства на севере, захватив при этом контроль над большими территориями страны, что часто не вызывает сопротивления со стороны правительственных сил.

     Ситуация с безопасностью резко ухудшилась. Только за последние шесть дней талибы взяли под контроль 38 из 407 районов Афганистана - и большинство из них находятся в критических районах.

     В целом, «Талибан» контролирует 195 округов и противостоит еще 129 округам.

     До наступления талибов, которое всерьез началось 1 мая - по истечении срока, на который правительство США изначально обязалось завершить свой вывод в соответствии с Дохинским соглашением, - талибы контролировали всего 73 района и оспаривали еще 210. Проще говоря: на данный момент афганское правительство контролирует немногим более 20 % территории страны.

      Большая часть «достижений» талибов пришлась на север. Важность северного наступления «Талибана» нельзя недооценивать. «Талибан» ведет борьбу прямо в домах афганских элитных влиятельных лиц и правительственных чиновников.

      Если «Талибан» откажет правительству Афганистана и его сторонникам в их опоре на власть, Афганистан будет фактически потерян. Правительство не сможет сохранить свои слабые опоры на юге, востоке, западе и даже в центральном Афганистане, если север будет потерян. Если афганское правительство потеряет север, талибы смогут без боя захватить населенные пункты на юге, востоке и западе и начать осаду Кабула.

     Талибан особенно активен в провинции Бадахшан, которая до нападения «Аль-Каиды» на США 11 сентября 2001 года служила штаб-квартирой Северного альянса, выступающего против талибов. За последнюю неделю талибы захватили контроль над 26 из 28 районов Бадахшана (в настоящее время талибы контролируют 26 районов, два из которых ранее контролировались талибами). Сегодня, по нашим данным оспариваются только Файзабад и Куран Ва Мунджан. Успехи талибов в Бадахшане ошеломляющие. В двух районах ранее не поступало сообщений о намеках на присутствие талибов. Многие районы сдались без боя, а афганские военнослужащие и правительственные чиновники бежали в соседний Таджикистан (захват района Шиньон; афганские военные оставили свои аванпосты и бежали в Таджикистан вместе с губернатором района). Такой же тихий захват произошел в Ишкошиме. Столица провинции Файзабад окружена талибами, но правительство все еще держится, однако жители города «ожидают его падения». В соцсетях появляются изображения и видеозаписи сдавшихся афганских силовиков, при этом показано, что талибы обладают большими тайниками с оружием и боеприпасами, а также бронетехникой и даже артиллерийскими орудиями. Не менее ужасна ситуация в Тахаре. «Талибан» контролирует там 14 из 17 районов. Остальные три, включая Талокун, в котором находится столица провинции, оспариваются. «Талибан» эффективно окружил город Талокан и совершает набеги на город.

      Полная потеря Бадахшана и Тахара станет серьезным ударом для Ахмада Масуда, сына Ахмад Шаха Масуда (Панджшерский лев), который выступил против «Талибана» и был убит «Аль-Каидой» всего за два дня до 11 сентября 2001 года. Панджшер был одной из двух провинций, полностью контролируемых Северным альянсом, а Бадахшан был спасательным кругом для Масуда и его сторонников. Теперь, когда Бадахшан находится под контролем «Талибана», группа джихадистов сможет свободно атаковать Панджшер.

      Достижения «Талибана» не ограничиваются только севером. На юге талибы взяли под свой контроль несколько ключевых районов, таких как Герешк и Нава-и-Баракзай в Гильменде, а также Шах Вали Хот и Панджвай в Кандагаре. Герешк - первый город, который пал перед талибами, и он является домом для сторонников правительства, которые помогали защищать Лашкар-Гах, столицу провинции.

      Панджвайи - это родина движения «Талибан», - и это символическая и тактическая победа. Панджвай и Шах Вали Кот находятся под контролем «Талибана»; тиски в отношении Кандагара станут более жесткими. Кроме того, в Кандагаре талибы оказывают давление на Спин-Болдак с его важным пунктом пересечения границы с Пакистаном. Спин Болдак является опорой власти Тадина Раззака, брата антиталибского командира Абдула Раззака, убитого талибами в октябре 2018 года (генерал Остин Миллер, командующийрешительной поддержки и вооруженных сил США - Афганистан, присутствовал во время атаки).

 

       11.07.2021г. Еще семь районов перешли под контроль «Талибана».

 

       И возвращаясь к теме «Зачем талибы приехали в Москву?». Один из ответов, приходящих на ум: ПОТЯНУТЬ ВРЕМЯ. А ЗАЧЕМ?

      Тридцать лет назад, когда мы предали и продали Афганистан, был расцвет «Талибана» - радикальной молодежи. Она ворвалась в Кабул, повесила Наджибуллу и перерезала горло его брату. Воевала с американцами двадцать лет. С тех пор США спонсировали афганскую армию, службу безопасности, полицию. А между тем, ТАМ в десятки раз увеличивались поля наркотиков. Были предложения эти поля сжигать. Американцы говорили: сейчас. Ну, не сейчас, а скоро. Наркота - страшные деньги, и они не бабаям в папахах доставались. Талибы пообещали ограничить наркотрафик из Афганистана. Американцы тоже обещали. Талибы сколько угодно могут говорить, что Коран в их сердце. Все люди, которые имели отношение к черной опиумной дыре, так говорили.

     Наркотики - не только деньги, но и универсальное оружие, - страшнее пули. Ее вред прямой и понятный. Наркотик же убивает медленно, и элиту в том числе. Шмыгающие детки элиты приходят в госуправление. Их и родственников можно держать на крючке. Резиновая бомба продолжает прыгать.

      Для нас важен не столько Афганистан. У нас есть вопросы по тем же Таджикистану и Узбекистану. Таджикская армия слабенькая. И не только из Афганистана на эту страну через прицел смотрят. Почему в Питере узбеки крайне немирно сосуществуют с таджиками? Не может произойти что-то наподобие Нагорного Карабаха? У них прямых территориальных конфликтов нет, но исконно тюркские земли могут возникнуть где угодно. В самом Афганистане есть проблемы национальные: пуштунские племена на востоке и северо-востоке, а есть таджики, узбеки, хазарийцы. Пуштун с таджиком за один стол могут сесть, конечно, но пуштун считает себя благороднее. А еще таджиков-индоевропейцев не любят узбеки-тюрки. И все это может взорваться на наших южных границах.

      Талибы приехали в Москву… И что? Давайте посмотрим, что за сволочи сосредоточились на севере Афганистана. Скажем по секрету, - там не только талибы, но и сбежавшие из Идлиба представители другой запрещенной в России террористической организации - ИГИЛ. С одной стороны, они друг другу являются братскими организациями, а с другой - никакие они не братья. За вот этими «игишами», прямыми конкурентами талибов, стоит Турция. Американцы уходят, а турки заходят. «Игиши» - не современная армия (ПОКА!), но хорошо управляется со стрелковым оружием, плюс американцы, уходя, побросали много чего нестаренького (посмотрите на военную базу в Баграме,- все растащили за считанные часы...). Любая армия будет проводить забазирование, делать схроны, в тайных местах прятать припасы и оружие в надежде вернуться и знать наперед, чем подкормиться и поторговаться с местным населением. Американцы это сделали. А для кого они все оставили?

      У нас хорошие позиции в Афганистане. По-лучше американцев. Они отгораживались от всего. Им воду привозили на самолетах, они не строили дороги, предприятия, школы. А мы людей учили и лечили. Афганцы вспоминают нас на контрасте с американцами с теплотой.

      Можно ли говорить с талибами? Можно и нужно говорить. На Востоке принято - надо посидеть, чай попить, абрикосы поесть. НО! Когда ты вышел - ты не гость, - можно в спину стрелять. Пока сидишь - время идет. Пока оно тянется, можно много чего сделать. Свои силы подтянуть. Всем нужно время.

 

 

Комментарии 0