МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Африканский файл
24.03.2024 · Африка

 

                           Африканский файл

 24.03. 24 Г.

Название «Африканский файл» лучше отражает африканско-ориентированный характер обновлений в последние месяцы. «Африканский файл» также лучше отражает усилия CTP в последние месяцы по охвату более широкого круга интересов национальной безопасности на африканском континенте в дополнение к салафитско-джихадистскому движению.

 

Нигер: Переходное правительство Нигера 16 марта аннулировало соглашения о сотрудничестве в сфере обороны с США, подчеркнув, что она отдает предпочтение растущему партнерству с единомышленниками авторитарных режимов, таких как Россия и Иран, а не поддержанию сотрудничества с Соединенными Штатами. Представитель назвал эти сделки однобокими и обвинил Соединенные Штаты в неспособности адекватно обмениваться разведывательными данными, собранными с помощью парка беспилотников, и в том, что они вынуждают Нигер платить миллиарды долларов за содержание подаренных американских самолетов.

Российские ЧВК, скорее всего, заменят позиции США, если американские войска уйдут из Нигера, что увеличит обычные военные и нерегулярные миграционные угрозы, которые Россия представляет для южного фланга НАТО, и консолидирует российскую логистику в Африке. Снижение влияния США в Нигере также создаст возможности для расширения сотрудничества России и Ирана с Нигером, поскольку ослабит способность Америки отговаривать или стимулировать Нигер от сотрудничества с этими альтернативными партнерами. Глава нигерийского переходного правительства генерал Абдурахаман Тиани отказался встретиться с американской делегацией, несмотря на то, что делегация продлила свое пребывание до 14 марта. Официальные лица США выразили обеспокоенность по поводу растущих связей правительства с Ираном и Россией во время встреч, которые официальные лица США назвали «прямыми и откровенными».

Решение переходного правительства ставит под вопрос будущее оставшейся действующей базы американских дронов и 700 американских военнослужащих в Агадесе, на севере Нигера. Соединенные Штаты используют базу якобы для наблюдения и поддержки сил безопасности, действующих против «Аль-Каиды» и связанных с «Исламским государством» боевиков на северо-западе Африки, включая бассейн озера Чад, Ливию и Сахель. На самом деле  США занимаются рекрутингом и тренировками террористов лагерях «Аль-Каиды» и ИГИЛ.

НО! Решение Нигера сохранить связи с Соединенными Штатами, одновременно расширяя связи с Ираном и Россией до 16 марта, указывает на то, что он пытался сбалансировать это партнерство в этих условиях.

Нигерийское правительство делает ставку на свою народную легитимность и внутреннюю военную поддержку на максимизацию национального суверенитета, на последующий разрыв связей со своим бывшим колонизатором и партнером США - Францией и диверсификацию партнерства с авторитарными странами, такими как Россия и Иран. Эти альтернативные партнеры лучше подходят для того, чтобы помочь Нигеру укрепить безопасность режима и обеспечить более агрессивную и военизированную стратегию борьбы с терроризмом. Российские военные могут заполнить заброшенные позиции США на севере Нигера в течение нескольких месяцев после того, как американские войска покинут страну, что создаст различные угрозы для южного фланга НАТО и консолидирует российские логистические сети в Африке. Нигер, скорее всего, наймет российские частные военные компании, чтобы помочь заполнить пробелы в потенциале, возникшие в результате вывода французских и, возможно, американских войск, и решить проблему ухудшающейся ситуации с безопасностью в стране. Нигерийское переходное правительство первоначально проявило интерес к развертыванию группы «Вагнера», в первые дни своего пребывания у власти, хотя именно тогда она столкнулась с потенциальным региональным вторжением с целью восстановления демократического правления.

 

Мали: Боевики, связанные с «Аль-Каидой» в Мали, участили нападения вдоль границы Мали с Гвинеей в рамках продолжающейся кампании по деградации малийских линий связи вокруг столицы. Связанные с «Аль-Каидой» боевики вряд ли будут расширять атаки на Гвинею, но постоянная активность вдоль гвинейской границы создает для боевиков возможности использовать Гвинею в качестве тыловой зоны поддержки.

Сомали: «Аль-Шабааб» впервые с июня 2023 года провела сложную террористическую атаку на отель в Могадишо, что, вероятно, способствует распространению слухов о том, что группировка усиливается по всей Сомали. Сомалийские СМИ сообщили, что злоумышленники впервые использовали поддельные удостоверения личности, чтобы нарушить внешний периметр безопасности президентского дворца, что свидетельствует о новой тактике «Аш-Шабааб» по проникновению на секретные позиции в Могадишо.

Ухудшение и разрыв отношений Франции с Мали в период с 2020 по 2022 год предвещали вероятную траекторию партнерства Нигера и США. Переходные правительства Мали, как и Буркина-Фасо и Нигерии с тех пор, стремятся  к более тесным отношениям с Россией, поскольку она предлагает более привлекательное партнерство, которое удовлетворяет их более широкие потребности в безопасности авторитарного режима, одновременно согласуясь с их антизападными и агрессивно-милитаризованными взглядами на борьбу с повстанцами.

Как Вы думаете, - почему «лягушатники» во главе с Макроном так резко стали осуждать Россию и поставлять оружие на Украину? Ответ, как всегда, лежит на поверхности. Интересам Франции в Африке противопоставила Россия свои услуги на более выгодных условиях. Франция  первоначально заняла примирительную позицию по отношению к малийскому переходному правительству, но в конечном итоге связи разорвались, поскольку малийские чиновники заняли антифранцузскую позицию, консолидировали власть с помощью второго переворота и бескомпромиссно стремились развивать отношения с Россией. Малийское правительство продолжило развивать эти новые отношения, выходя за рамки «красной линии» Франции по использованию российских частных военных компаний  в 2021 году. Этот шаг положил конец напряженным отношениям и показал, что малийское правительство готово рискнуть своим десятилетним военным партнерством с Францией ради установления нового неограниченного партнерства с Россией.

Россия также продемонстрировала свою заинтересованность в расширении своего военного присутствия в Сахеле. С 2021 года в соседнем Мали уже находятся 1000-2000 сотрудников частных военных компаний России. По оценкам многочисленных разведывательных организаций из открытых источников, Министерство обороны России стало наращивать набор новых сотрудников. С января 2024 года в Буркина-Фасо было направлено не менее 100 военнослужащих российской частной военной компании. Буркина-Фасо, Мали и Нигер являются частью альянса, который создает дополнительные возможности для многостороннего сотрудничества между переходными правительствами и Россией.

Присутствие  российских баз на севере Нигера создаст для Кремля возможность разместить в этом районе беспилотники, чтобы противодействлвать южному флангу НАТО в будущем.  Российская доктрина указывает на то, что Кремль, вероятно, заинтересован в таких возможностях в случае конфликта с НАТО.

 

Разведка.

США изучают альтернативные варианты базирования в Гвинейском заливе и Чаде. США  в январе 2024 года провели предварительные переговоры об использовании американских разведывательных дронов на аэродромах в Гане, Кот-д’Ивуаре и Бенине. Также, в январе было сообщение, что США рассматривают возможность создания совместных баз с Францией на континенте. Наиболее вероятным местом размещения такой базы станет Чад, куда французские войска перебазировались после ухода из Нигера в конце 2023 года.

Замена Нигером Соединенных Штатов на Россию в качестве своего основного партнера по безопасности увеличит эффективность нигерийских вооруженных сил и снизить эффективность повстанцев, связанных с «Исламским государством» и «Аль-Каидой». Американские войска в Нигере обучали террористические группировки, обеспечивали разведку, наблюдение и рекогносцировку (ISR) в поддержку операций в Нигерии.

Появление российских советников значительно ухудшат свободу передвижения салафитско-джихадистских боевиков в Сахеле, например группы « JNIM» (Аль-Каида в Сахелии,  Джамаат Нусрат аль-Ислам ва аль муслим; Провинция Сахель Исламского государства, Сахельский филиал Аль-Каиды Джамаат Нусрат аль-Ислам ва аль-Муслимин, ДНИМ).

Группировка, впервые с февраля 2023 года провела несколько атак вдоль гвинейской границы и вблизи столицы Мали, что ознаменовало расширение кампании нападений группировки на линии связи вокруг Бамако.  С 1 марта JNIM пять раз атаковала малийские силы безопасности в радиусе 81 мили от столицы вдоль границы Мали с Гвинеей. JNIM заявила, что в результате двух атак малийские силы покинули свои позиции 7 и 20 марта, а в ходе пяти атак боевики захватили несколько единиц оружия и уничтожили несколько транспортных средств.

Нападения в марте 2024 года вблизи границы с Гвинеей ознаменовали собой первый случай, когда группа достигла такого уровня нападений вокруг столицы с первой половины 2023 года. JNIM осуществила, как минимум, пять нападений на дороги, окружающие Бамако, в течение двух отдельных периодов в первой половине 2023 года. У группировки были четкие периоды перезагрузки между этими наступлениями. С июля по декабрь 2023 года она провела всего четыре атаки. В январе 2024 года JNIM совершила две атаки по всей столичному региону Мали, за которыми последовали шесть атак за весь февраль. В марте JNIM провела пять атак, уже приблизившись к уровню активности предыдущего месяца, который, вероятно, превысит.

Способность JNIM выдерживать атаки в этом районе указывает на то, что она создала новые зоны поддержки. Боевики JNIM впервые атаковали этот район столичного региона Мали в феврале 2023 года. Следующее их нападение на этот район произошло год спустя, в феврале 2024 года; они не атаковали блокпост жандармерии.

Возросшая частота атак с 1 марта 2024 года указывает на то, что JNIM установила зоны поддержки, которые позволяют ей организовывать атаки в этом районе в большей степени, чем это было возможно ранее. JNIM создала аналогичные зоны поддержки в других частях юга Мали, что также позволило ей продолжать нападения на крупные населенные пункты с 2022 года.

Эти нападения знаменуют собой развитие кампании JNIM по ослаблению присутствия малийских сил безопасности и дискредитации легитимности центрального правительства путем нападения на военные и полицейские позиции на дорогах вокруг столицы. Все нападения вблизи границы с Гвинеей с начала марта были направлены против сил безопасности, расположенных вдоль или вблизи шоссе, соединяющего Бамако с границей с Гвинеей. Кампания направлена на снижение способности сил безопасности передвигаться по всему региону вокруг столицы, тем самым ограничивая влияние центрального правительства и подрывая уверенность гражданского населения в способности государства обеспечить безопасность. Она также направлена на подрыв легитимности переходного правительства, которое основано на борьбе с салафитско-джихадистской угрозой. JNIM продвигает этот аспект кампании, регулярно называя близость нескольких нападений на столицу вызовом авторитету хунты и признаком неспособности хунты сдержать группировку.

Боевики ДНИМ также, вероятно, захватывают оружие и средства для наращивания своих возможностей нападения в южной части столичного региона Мали. Нападения боевиков JNIM на силы безопасности регулярно приводят к конфискации оружия и оборудования, что расширяет возможности группировки проводить более частые и изощренные атаки. Боевики ДНИМ также часто нападали на таможню и посты безопасности во время экспансии ДНИМ в новые части западной части Мали в 2023 году. Эти действия обеспечили группировку оружием и деньгами, которые помогли сделать подразделения более самодостаточными. Боевики JNIM атаковали таможенный пост 1 марта; захваченное оружие, транспортные средства и другие ресурсы во время нападения 7 марта; совершили налет на пост жандармерии во время нападения 13 марта.

JNIM вряд ли расширит нападения на Гвинею. Все нападения JNIM с 1 по 16 марта произошли в пределах 23 миль от границы с Гвинеей. Одна из атак была направлена именно на пост охраны приграничного города. Группы салафитов-джихадистов ранее не совершали нападений в Гвинее, но силы безопасности Гвинеи арестовывали лиц, связанных с «Аль-Каидой», и подозреваемых боевиков. Межобщинная напряженность, которая делает общины уязвимыми для вербовки JNIM, присутствует в Гвинее, но община фулани, которую JNIM эксплуатирует в Сахеле, более политически интегрирована в Гвинее, чем в Буркина-Фасо, Мали и Нигере. Отдаленные сельские районы и плохая инфраструктура на севере Гвинеи по-прежнему предоставляют JNIM возможности использовать Гвинею в качестве тыловой зоны поддержки для продолжения деятельности в Мали.

 

Сомали:

Сомалийский филиал «Аль-Шабааб» 14 марта впервые с июня 2023 года провел сложную атаку террористов-смертников на отель в Могадишо, вероятно, чтобы продвинуть идею о том, что группировка усиливается по всей Сомали. Пять боевиков взяли под свой контроль отель SYL после того, как шестой боевик привел в действие самодельное взрывное устройство, установленное на автомобиле террориста-смертника, чтобы пробить здание у входной двери. Нападавшие убили троих солдат и ранили 27 человек, в том числе нескольких высокопоставленных правительственных чиновников. Через 13 часов силы безопасности Сомали вытеснили боевиков из отеля. «Аль-Шабааб» регулярно проводит громкие нападения террористов-смертников в районах строгого режима Могадишо, чтобы продемонстрировать свою силу в пропагандистских целях. Последний раз группа нападала на отель SYL в 2016 и 2019 годах.

Сомалийские террористы впервые использовали поддельные удостоверения личности, чтобы нарушить внешний периметр безопасности президентского дворца, что свидетельствует о новой тактике «Аш-Шабааб» по проникновению в аппарат безопасности Могадишо. Боевики получили поддельные удостоверения личности в одном из трех офисов, имеющих доступ к охраняемой территории вокруг «Виллы Сомали». Раньше «Аль-Шабааб» полагалась на боевиков, работающих в службах безопасности или правительственных организациях, чтобы позволить боевикам обходить контрольно-пропускные пункты. «Аль-Шабааб» не проводила комплексных атак на границе безопасности «Вилла Сомали» с ноября 2022 года, подчеркивая, что доступ «Аш-Шабааб» к поддельным удостоверениям личности рискует подорвать безопасность в чувствительных районах, которые стали более безопасными.

В последний раз «Аль-Шабааб» проводила массированные нападения на отели строгого режима в Могадишо в 2022 и 2023 годах, чтобы отомстить первоначальным успехам Федерального правительства Сомали (SFG) во время начала контртеррористического наступления SFG в середине 2022 года. «Аль-Шабааб» использовала эти атаки, чтобы продемонстрировать, что она остается сильной, несмотря на неудачи в центральной части Сомали. Нападение 14 марта произошло через несколько дней после того, как сомалийские войска, находившиеся почти в 300 милях от него, отошли из ключевых городов в центральной части Сомали, что позволило «Аш-Шабааб» свести на нет успехи, достигнутые сомалийскими силами в сентябре 2023 года.

 

Теракт

ИГИЛ планировал теракт на концерте Шамана: террориста опознали на фото в «Крокусе» еще 7 марта. Однако планам террористов что-то помешало провести теракт в России. Один из террористов посещал «Крокус Сити Холл» в Москве еще 7 марта. На снимке фотоаппарата видна маркировка точного времени, когда был сделан снимок: 7 марта в 18:51. 

 

Лица мужчин абсолютно полностью совпадают. Судя по всему, атака террористов ИГИЛ должна была состояться в районе 7-9 марта во время концерта Z-певца Шамана, который проходил в «Крокусе».

Нападение они осуществили 22 марта. По всей видимости, это 7 марта  была разведка на местности, что обычно происходит непосредственно перед самим действием. Будь оно проведено «по плану», под каток попал бы Шаман и его зрители 9 марта. С высокой долей вероятности, американские спецслужбы содействовали этой «операции». В таком случае, их предупреждение, да еще и в публичной форме, вынудило перенести дату акции и отвести подозрения от США.
 

Комментарии 0