18.08.2017 · Антитеррористические мероприятия 
Московские имамы научат надзирателей выявлять среди заключённых исламских экстремистов
      
	          Фото:
          
                          Агентство городских новостей «Москва»
                      
        
              Имамы московских мечетей прочтут сотрудникам столичных СИЗО лекции об исламе. Поводом к проведению подобных семинаров послужило 
увеличение количества заключённых, исповедующих эту религию. По разным 
оценкам, на сегодняшний день в столичных тюрьмах мусульмане составляют 
от 20 до 50% от общего числа заключённых. Эксперты считают, что 
российские зоны стремительно «зеленеют»: на смену воровским понятиям, 
определявшим поведение осуждённых, приходит исламский фундаментализм. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        В конце августа представители Духовного управления мусульман будут читать московским тюремщикам лекции об исламе. «Семинары 
проводятся в рамках общей служебной подготовки, — рассказал RT помощник 
начальника УФСИН России по Москве по организации работы с верующими 
диакон Кирилл Марковский. —
 Сейчас мусульмане составляют уже 20% спецконтингента столичных СИЗО, и 
сотрудники ФСИН должны иметь представление об исламе, чтобы уметь 
выявлять среди подследственных тех, кто исповедует радикальный ислам». 
	      
      
      
    
  
    
      
        
        Вера как таран
		      
      
      
    
  
    
      
      
      
        Автор лекций для тюремщиков — имам Шамиль-хазрат Арсланов — 
приводит другую цифру о количестве мусульман в заключении. «В некоторых 
СИЗО мусульмане составляют до 50% от общего числа заключённых, — 
рассказывает он RT. — В основном это выходцы из Средней Азии, которые 
подозреваются в совершении различных бытовых преступлений». 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        По словам Арсланова, его лекция направлена на повышение 
профессиональных навыков сотрудников ФСИН. «Я расскажу об истории 
ислама, обычаях и традициях. Сотрудники должны разбираться в поведении 
людей, в литературе. Надеюсь, что курс поможет им лучше понимать 
осуждённых мусульман, их отношение к вере и многие другие вопросы». 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        Имам отмечает, что бывают случаи, когда заключённые, прикрываясь
 верой, пытаются добиться послаблений для себя со стороны администрации и
 для этого специально провоцируют конфликты. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        «Например, в СИЗО проводится обыск: сотрудники заходят в камеру,
 а заключённые мусульмане начинают молиться в этот момент. Их просят 
выйти, но те отказываются покидать камеру, — рассказывает Арсланов. — В 
результате происходит конфликт. Заключённые пишут жалобы, что 
мусульманам запрещают молиться. Хотя на самом деле всевышний не 
возбраняет прервать молитву и дочитать её потом». 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        Сам Арсланов работает с заключёнными в четырёх следственных 
изоляторах Москвы: в «Бутырке», «Тройке» на Пресне, «Медведе» и 
«Печатниках». Каждую из тюрем имам навещает раз в неделю. «Во всех 
четырёх СИЗО есть молельные комнаты. На богослужения заключённые 
приходят по своему желанию. Обычно набираются группы от 30 до 60 
человек», — рассказывает имам. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        По его словам, заключённые, проповедующие радикальные течения 
ислама, на эти богослужения не ходят. При этом собеседник не исключает, 
что они могут вести пропагандистскую деятельность в камерах. «Я знаю, 
что были случаи изъятия запрещённой литературы. Также радикалы иногда 
пытаются продвигать свои идеи среди заключённых, но в Москве все эти 
вещи быстро пресекаются», — говорит Арсланов. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        Джамааты против блатных
		      
      
      
    
  
    
      
      
      
        Эксперты утверждают, что увеличение числа мусульман, отбывающих 
наказание в местах лишения свободы, привело к формированию тюремных 
джамаатов (общин), в которых проповедуется в том числе и радикальный 
ислам. В результате, в дополнение к «красным» зонам, которые полностью 
контролирует администрация, и «чёрным», где заключённые живут по так 
называемым воровским понятиям, появились «зелёные» лагеря, которыми 
негласно управляют исламисты. При этом тюремные джамааты нередко 
конфликтуют как с администрацией, так и с криминальными авторитетами. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        Например, в феврале этого года в одной из тувинских колоний 
произошла ссора между заключёнными мусульманами и вором в законе 
Русланом Гегечкори (Шляпа Младший). Мусульмане отказались подчиняться 
криминальному авторитету. В отместку Гегечкори и два десятка его 
подручных разгромили оборудованную в колонии мечеть и избили восьмерых 
находившихся в ней выходцев из Дагестана и Чечни. После этого на YouTube
 появились ролики с угрозами в адрес Шляпы и призывами к «братьям по 
вере» перестать считаться с криминальными авторитетами. Сам вор в законе
 в разгар конфликта был в срочном порядке переведён в другую колонию, 
расположенную в Красноярском крае. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        В июле 2016 года в Хакасии в ИК-35 произошли беспорядки. 
Утихомирить заключённых удалось только с помощью спецназа. Позднее 
тюремное начальство заявило, что зачинщики бунта — это мусульмане 
(таджики, киргизы и азербайджанцы), которые также требовали, чтобы им 
разрешили молиться в любое время, а не когда положено распорядком, 
позволили курить где угодно, не здороваться с администрацией, не 
застегивать верхнюю пуговицу на форме. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
        
        По словам 30-летнего Сергея Н., бывшего заключённого, 
отбывавшего срок за мошенничество, ислам привлекателен для осуждённых 
ещё и тем, что он противопоставляется несправедливому воровскому закону.
 «Сейчас все колонии и тюрьмы переполнены теми, кто сел по 
„наркотическим" статьям, — рассказывает RT Cергей. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        — В воровской иерархии барыги занимают низкое положение, однако 
джамаатчикам на это плевать. Они берут их под свою защиту, если те 
принимают ислам. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        Говорят, плевать, что там было, — всё это в прошлом, а сейчас 
главное не пить и не курить. Бывали случаи, когда даже обиженные 
вступали в джамааты. Например, у нас в колонии один русский парень не 
там сигареты взял. По тюремным законам он должен был стать „крысой" и 
перейти в касту обиженных. Но пришли к нему мусульмане и говорят: 
„Принимай ислам, а мы поможем". Поручились за него, спасли парня. А 
потом, через некоторое время, уже он сам стал пропагандировать ислам». 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      

        Мусульмане во время молитвы в молельной комнате следственного изолятора
РИА Новости / Валерий Мельников
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
РИА Новости / Валерий Мельников
        Сергей также говорит, что в тюрьмах случаются разборки между 
ворами и «зелёными». «Видел, как в Москве в СИЗО уроженец Чечни — 
представитель криминального мира, смотрящий за корпусом, — предъявлял 
претензии таджикам за радикализм, пояснял, что тут другие, воровские 
законы. Бывали и реальные стычки на этой почве. Очень часто мусульмане 
отказываются вносить в „общак" деньги или дежурить в камере, говоря, что
 это харам», — поясняет Сергей. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        «Зелёные» вербовщики
		      
      
      
    
  
    
      
      
      
        По словам исламоведа Романа Силантьева, ФСИН официально признала
 существование в колониях так называемых тюремных джамаатов только в 
конце 2013 года. «Тогда об этом впервые заговорили на конференции, 
посвящённой экстремизму в местах лишения свободы, — рассказывает RT Роман Силантьев. —
 И сейчас уже многие специалисты признают тот факт, что в местах лишения
 свободы появилась новая масть заключённых — «зелёные», которые законы 
шариата ставят выше порядков криминального мира. В некоторых случаях 
исламистам удаётся создавать целые «зелёные» зоны. Говорят, это есть в 
Бурятии. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        Сразу стоит оговориться, что тюремные джамааты стали появляться 
не только в России, но и в тюрьмах Западной Европы, США, Казахстана, 
Киргизии и других стран». 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        Силантьев отмечает, что принятие ислама может ненавязчиво 
предлагаться любому осуждённому, независимо от национальности. «Многие 
видят в этом определённые блага: можно добиваться свободного времени на 
молитвы, требовать открытия молельных комнат, перевода на особый режим 
питания и разрешения покупать еду в определённых местах — в общем, 
всячески издеваться над администрацией. Что касается „зелёных" зон, то 
любой заключённый, который туда попадает, оказывается под прессингом 
исламистов», — говорит Силантьев. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        При этом, по словам Силантьева, если джамаат сформировался 
вокруг осуждённого, исповедующего радикальный ислам, неофиту при 
освобождении могут предложить начать бороться с неверными. «Можно 
вспомнить случай Кирилла Присяжнюка, который был неонацистом, когда сел,
 а вышел уже радикальным исламистом, вступил в ИГИЛ* и стал вербовщиком», — рассказывает собеседник. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        Завербованные в колониях неофиты нередко используются для 
совершения терактов. Так, в апреле 2016 года в селе Новоселицкое 
Ставропольского края было совершено дерзкое нападение трёх 
террористов-смертников на отделение внутренних дел. Атака была отбита, 
террористы ликвидированы. Однако в ходе следствия выяснилась любопытная 
деталь: все нападавшие ранее имели проблемы с законом, а религией 
увлеклись во время отбывания наказания в колонии. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        В июле этого года приволжский военный окружной суд приговорил к 
семи годам лишения свободы 29-летнего жителя Ижевска. По данным УФСБ 
России по Удмуртии, с 2015 по 2016 год он финансировал международные 
террористические организации, распространял в интернете экстремистские 
материалы и склонял жителей Ижевска к вооружённому нападению на объекты правоохранительных органов. При этом мужчина был ранее трижды судим. Во время нахождения в тюрьме он принял ислам и сменил имя на мусульманское. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        Портрет джамаатовца
		      
      
      
    
  
    
      
      
      
        Под данным ФСИН, сейчас насчитывается 300 тюремных джамаатов и 
наблюдается тенденция к объединению их в единую структуру. Такие данные 
приводит старший преподаватель кафедры оперативно-разыскной деятельности
 института повышения квалификации работников ФСИН России Владлен Степанов в своём докладе, который был озвучен в 2016 году на межведомственной 
конференции, посвящённой экстремизму в местах лишения свободы. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        «Основными последователями тюремных джамаатов являются 
представители низших тюремных каст, этносы Средней Азии и Кавказа (в 
большинстве случаев отбывающих наказания за преступления в сфере 
незаконного оборота наркотических средств), нарушители воровских 
понятий. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        По оперативным данным, в настоящее время наблюдается тенденции 
объединения тюремных джамаатов в единую структуру исходя из исламского 
направления. На сегодняшний день их около 300 и объединяют они более 10 
тыс. последователей. При этом необходимо учитывать, что общее число лиц 
отбывающих наказания в России упало с 847 тыс. до 563 808 на 1 марта 
2016 года», — говорилось в докладе специалиста. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        Также на этой конференции психологи ФСИН представили 
социологический портрет джамаатовца. Выглядит он следующим образом: 
мужчина в возрасте от 26 лет; имеет крепкую семью; относительно 
невысокий образовательный уровень; безработный; исповедует ислам; судим 
впервые; при совершении преступления главным образом выполнял роль 
исполнителя; не признает себя виновным. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        Исламовед Роман Силантьев говорит, что выявлять экстремистов 
среди заключённых мусульман достаточно сложно. «Ведь ими оказываются не 
только те, кот сидит по экстремистским статьям, но и те, кто, например, 
осуждён за торговлю оружием или наркотиками, — рассказывает он RT. — 
Есть и другая проблема. ФСИН хотел бы изолировать таких заключённых. Но 
если их всех собрать в одном месте, то повысится угроза мятежа». 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        Однако начальник центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семёнов считает, что проблема тюремных джамаатов преувеличивается, и масштабы 
угроз заметно меньше. «Во всех зонах достаточно жёсткий режим, поэтому 
формирование джамаатов быстро пресекается. Осуждённых мусульман жёстко 
наказываются и за меньшее — за литературу, молитвы. Не думаю, что 
администрация исправительного учреждения могла бы допустить, чтобы 
исламисты вербовали кого-то у них на глазах», — поясняет Семёнов RT. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        По словам собеседника, то, что называют джамаатами, на деле чаще
 всего оказывается группой мусульман, объединившихся по этническому 
признаку. «Иногда к этим группам действительно примыкают и русские. Но 
это связано не с вербовкой — скорее, у людей просто появляется свободное
 время, они ведут какие-то беседы и проникаются идеями мусульманства», —
 говорит он. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        «Конечно есть колонии, где, например, выделяются места для 
пятничных молитв исламистов, но все это, естественно, находится под 
контролем администрации. Когда же в колонии, напротив, не дают 
исповедовать религию, то и появляются различные слухи о джамаатах, хотя 
на деле всё проще — мусульмане просто пытаются вести в заключении 
религиозную жизнь и не являются радикальной ячейкой», — отмечает 
Семенов. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        ФСИН против террористов
		      
      
      
    
  
    
      
      
      
        Во ФСИН заявили RT, что служба уделяет большое внимание 
проблеме: борется с джамаатами и вербовщиками. «ФСИН России во 
взаимодействии с другими правоохранительными органами проводятся 
мероприятия по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а 
также нарушений установленного порядка отбывания наказания, в том числе и
 по пресечению деятельности лиц, исповедующих экстремистскую идеологию 
(статья 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации), — 
заявили в пресс-службе. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        В настоящее время в учреждениях ФСИН России за совершение 
преступлений террористического характера и экстремисткой направленности 
содержится 2224 подозреваемых, обвиняемых и осуждённых. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        В соответствии с нормативными требованиями лица данной категории
 ставятся на соответствующий профилактический учёт, с ними проводятся 
адресные профилактические и воспитательные мероприятия. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        Отметим, что в 2012 году ФСИН заявляла, что в колониях и тюрьмах
 России содержатся 1056 экстремистов и террористов. То есть за последние
 пять лет число заключённых по таким статьям выросло вдвое. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        Между тем, источник RT в ведомстве, знакомый с ситуацией, 
отмечает, что профилактические беседы с экстремистами, стоящими на 
профучете, фактически не приносят плодов. „Лица, отбывающие наказание за
 террористическую и экстремистскую деятельность являются одной из самых 
сложных категорий осуждённых, плохо поддающихся коррекционному 
воздействию, так как имеют стойкие религиозно-националистические 
убеждения, низкий образовательный уровень, демонстрируют плохое знание 
русского языка", — рассказывает собеседник. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        При этом он отмечает, что в принципе все лица, стоящие на 
профучёте, как радикальные исламисты, довольно жёстко контролируются. 
„Как только возникает подозрения, что они ведут вербовку, администрация 
колоний старается их изолировать от остальных заключённых", — говорит 
собеседник. 
	      
      
      
    
  
    
      
      
      
        * „Исламское государство" (ИГ, ИГИЛ) — террористическая группировка, запрещённая на территории России
















