МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ

Пресс-центр

Неизвестный герой Тегерана-43. Жизнь и судьба.
23.12.2021 · Публикации о госбезопасности

Неизвестный герой Тегерана-43. Жизнь и судьба.

963 прочитали

 

Все наверняка помнят фильм "Тегеран-43", что вышел на экраны в 1980 году и получил много разных призов на кинофестивалях. Фильм был снят, как говорили специалисты - "Вольно, но в целом на основе реальных событий".

И у этой истории были реальные герои, которые выполнили приказ - сохранили жизни руководителей СССР, Великобритании и США.

В конце 1943 года для союзников по антигитлеровской коалиции наступил период активных переговоров. Запад уже реально понимал, что пора открывать Второй фронт (кто не успел - тот опоздал) и вообще - думать и решать по послевоенному устройству мира. Гитлер сдаваться не собирался и в ответ решился на организацию диверсионного акта против руководителей трех держав, в случае если они соберутся на совместное совещание.

После согласований, союзники пришли к выводу, что подходящим местом проведения встречи может быть Тегеран - столица Ирана.
Тегеран и северная часть Ирана контролировались еще с конца 1941 года советскими войсками (45-я и 46-я армии, в Тегеране непосредственно дислоцировался 182-й горнострелковый полк 62-й стрелковой дивизии 45-й армии), которые обеспечивали безопасность доставки грузов по ленд-лизу.
Спецслужбы Германии приложили немало усилий для уточнения места встречи глав союзных держав. К началу ноября 1943 года им удалось установить, что местом встречи Сталина, Рузвельта и Черчилля избран Тегеран.

Началась работа по срыву встречи. Гитлер поручил руководителю абвера адмиралу Вильгельму Канарису и начальнику VI Главного управления имперской безопасности (РСХА) Вальтеру Шелленбергу сорвать эту конференцию и ликвидировать глав государств - союзников по антигитлеровской коалиции. В Иран были заброшены несколько групп диверсантов. Операция получила название "Длинный прыжок".

Существенную роль в обеспечении безопасности встречи глав стран-союзников сыграл специально сформированный 131-й мотострелковый полк НКВД СССР, который прибыл в Тегеран в конце октября 1943 года. Полк сменил 182-й горнострелковый полк и насчитывал около 1 200 человек, командовал полком офицер-пограничник, Герой Советского Союза полковник Никита Фаддеевич Кайманов

Полковник Кайманов совершил свой боевой подвиг в первые дни Великой Отечественной. Возглавляемый им в конце июня 1941 года сводный отряд из нескольких пограничных застав 80-го пограничного отряда Карело-Финского пограничного округа (146 бойцов) в течение 19 суток сражался в полном окружении. Отряд сумел не только удержать занимаемый рубеж, но и отбить до 60 атак финских войск, нанеся им большой урон. С минимальными потерями (18 убитых) отряд под командованием Кайманова вырвался из окружения и, совершив почти 120-километровый марш по болотистой местности, соединился с частями Красной Армии.

Также были предприняты и ряд оперативных контрмер. Была активизирована деятельность резидентуры в Тегеране. С августа 1941 года до конца 1946 года ее возглавлял полковник Иван Иванович Агаянц, советский разведчик, отдавший службе внешней разведке более 30 лет своей жизни.

Агаянц сумел привлечь в период подготовки Тегеранской конференции молодежную группу "Амира", которую возглавил молодой, но способный разведчик - 17-летний юноша Геворк Вартанян, будущий Герой Советского Союза.

Но был еще один человек, который осуществлял общую координацию действий по обеспечению безопасности делегаций.

И этим человеком был подполковник Николай Григорьевич Кравченко .

Для координации деятельности советской контрразведки по предложению руководителя "Смерш" наркомата обороны СССР генерала В.С.Абакумова в Тегеран и был направлен военный контрразведчик подполковник Николай Григорьевич Кравченко, который в короткий срок сумел организовать обеспечение безопасности работы конференции трех держав силами отделов "Смерш" войсковых соединений Красной Армии, дислоцированных в Иране.

Он оперативно согласовал необходимые вопросы с военным командованием и обеспечил безопасность глав государств по пути их следования с аэродрома и в местах пребывания.

От агентуры советской разведки, расположенной в городе Кум (70 км южнее Тегерана), было получено сообщение, что 14 ноября 1943 года рядом с городом была выброшена на парашютах группа из 6 диверсантов, которая двинулась в направлении Тегерана. Агаянц проинформировал об этом подполковника Кравченко и полковника Кайманова. Одновременно были уточнены задачи агентуре в Тегеране, а также группе "Амира".

Именно на эту группу у Агаянца были надежды. Организовав несколько поисковых групп, молодежь, как вспоминала потом член этой группы будущая жена Геворка Вартаняна - Гоар, мотались по городу и сумели в итоге выследить диверсантов на конспиративной вилле на окраине Тегерана, подготовленной для них немецкой агентурой.

Далее в дело вступил Кайманов - диверсанты были арестованы. Один из них на допросе и показал, что диверсию планировалось осуществить 30 ноября 1943 года - в день рождения Уинстона Черчилля.

Полной уверенности, что с попыткой покушения покончено, не было. Было принято решение об усилении разведки, контрразведки и физической охраны глав государств. Подполковник Кравченко предложил разместить американскую делегацию в здании сильно охраняемого советского посольства.
К слову - посольство США находилось в полутора километрах от советского, а британское - в 2-х шагах, рядом с советским.

Руководство делегации СССР предложение одобрило, его передали американцам. Те согласились. Одновременно имитировалось нахождение президента США в здании посольства США - усилена наружная охрана, увеличено число патрулей, ложные выезды и т.д.

Гитлер, узнав о провале передовой группы, выброшенной в район Кума, решил не рисковать и отказался от дальнейшего проведения операции.
Но для немецкой агентуры в Тегеране задача осталась прежней - использовать все возможности для захвата или ликвидации глав союзных держав.

За три дня до прибытия глав государств была усилена охрана аэропорта, выставлены дополнительные посты по маршруту следования. Особые меры были предприняты на поворотах дороги и перекрестках, где были выставлены посты от 131-го полка НКВД.

Сталин, Рузвельт, Черчилль 27 ноября 1943 года прибыли в Тегеран, добрались до своих резиденций (Рузвельт прибыл в советское посольство) и в 16 часов 28 ноября начали свою работу.

Начало работы не обошлось без происшествия. 28 ноября, когда две автомашины покидали посольство США, направляясь, якобы, на заседание (это был ложный выезд), их обстреляли из автоматов из ближайшего здания. Никто не пострадал, диверсантов ликвидировали.

Все шесть дней пребывания Сталина, Рузвельта и Черчилля в Тегеране, с 27 ноября по 2 декабря 1943 года, для полковника Агаянца, командира полка полковника Кайманова и координатора обеспечения безопасности делегаций подполковника Кравченко были периодом интенсивной и напряженной круглосуточной работы. Было задержано несколько десятков подозрительных лиц и пресечено несколько вооруженных провокаций.

1 декабря 1943 года, в заключительный день заседания, Рузвельт и Черчилль попросили Сталина показать им человека, который все так четко выполнил и обеспечил безопасность их работы.
Сталин представил им рослого, с проницательным взглядом подполковника Кравченко. Рузвельт, не скрывая своего восхищения, заметил, что перед ними стоит настоящий генерал.
Сталин в подтверждение этого спокойным голосом сказал, что перед ними действительно...генерал-майор Николай Григорьевич Кравченко!

Официально высокое звание и награды Кравченко получил в феврале 1944 года. Ему тогда было 32 года.

Кто такой Николай Кравченко? Родился в 1912 году на Украине. Окончил школу-семилетку. В 1931году Кравченко призвали в Красную Армию - направили в школу НКВД.
В 1941 году он стал начальником отделения особого отдела НКВД в Одесском военном округе. А в начале войны сражался на Северо-Западном фронте и получил первый боевой орден. В 1943 году был назначен помощником начальника Главного управления контрразведки "Смерш" по Брянскому фронту.
После Тегерана была Москва, затем назначение в Туркестанский военный округ. С октября 1945 года - руководил управлением контрразведки "Смерш" Кенигсберге.
Затем Кравченко перевели в Москву, в управление КГБ, где он занимался контрразведывательной работой против Великобритании.
Далее четыре года служил заместителем начальника управления контрразведки в Группе советских войск в Германии.
С 1954 по 1959 годы Кравченко возглавлял Особый отдел КГБ по Прикарпатскому военному округу.

А потом случилось следующее - в августе 1959 года заслуженного фронтовика судили по сфабрикованному уголовному делу. Как вспоминали впоследствии его сослуживцы - это было сделано чуть ли не по прямому указанию Хрущева. В итоге Кравченко был лишен генеральского звания (понизили до подполковника), наград, должности и уволен на половину генеральской пенсии, но с правом ношения военной формы.
Но офицер смог сдоказать свою невиновность, приговор был отменен из-за отсутствия состава преступления.
Кравченко вернули звание, ордена, восстановили в партии, предлагали вернуться в органы.
На тот момент ему было 47 лет, возвращаться на службу в органы принципиально не стал - честный и прямой человек не мог простить предательства.

 

В августе 1960 года Николай Кравченко переехал в Калининград к сестре. Опальный генерал пошел на партийную работу. Жены и детей у него не было. Машины и дачи тоже.
Он любил читать и с удовольствием делился книгами из большой личной библиотеки. Жил рядом с райкомом партии, квартира была по тем временам большая - почти 60 квадратных метров.

Последние годы Кравченко тяжело болел, ухаживала за ним сестра Ольга. С ней Николай Григорьевич поделился самым сокровенным. Так стала известна история любви Николая Кравченко - в семейном архиве есть фотография молодой женщины в форме офицера, датированная 1941 годом. Память о единственной возлюбленной - Раисе Никитенко - генерал хранил всю жизнь. Он говорил своей сестре:

- Оля, у меня была одна любовь – разведчица. Она погибла. И никогда, других женщин я в дом не приведу.

13 апреля 1977 года генерал-майор Николай Григорьевич Кравченко скончался. Похоронили героя-контразведчика на Старом кладбище Калининграда, скромно, тихо, без генеральских почестей и траурного салюта.
На похоронах и поминках не было товарищей из райкома, только родственники и несколько пожилых человек в штатском.
Один из них был участником антитеррористической операции в Тегеране в 1943 году. По приказу своего командира, он и его товарищи предотвратили проход немецких диверсантов по водоводу в резиденцию Черчилля.

 

 

Вспоминал сослуживец Н.Г.Кравченко по совсемтной работе в райкоме партии - "В 1974 году я пришел инструктором в Центральный райком КПСС, курировал работу парткомиссии, а ее внештатным членом был Николай Григорьевич. Он рассматривал самые серьезные персональные дела, к людям был требователен и справедлив. Все знали его как подполковника, прошедшего войну. О себе мало рассказывал, о фронтовых годах не говорил ни слова. И лишь в 1975 году в райкоме узнали, что этот подполковник – генерал! Дело было 9 мая, День Победы. Тогда товарищи впервые увидели Николая Григорьевича в красивейшем светлом кителе, в золоте генеральской фуражки, в орденах, медалях и широких лампасах! Изумлению не было предела, но расспросы по поводу ни к чему не привели. Служил в "СМЕРШ" и точка."

 Памятная доска Н.Г.Кравченко. Фото из открытого доступаПамятная доска Н.Г.Кравченко. Фото из открытого доступа

 

На доме, где проживал Николай Григорьевич Кравченко, установлена памятная доска

 История жизни Н.Г.Кравченко стала известна спустя 30 лет после смерти - удалось выйти на личный архив чекиста, сохранявшийся у вдовы племянника Кравченко. Она и передала часть его личных вещей и документов. И теперь в свободном доступе для потомков есть рукописи и более сорока фотографий.

В свое время в Государственном архиве новейшей истории г.Калининграда состоялась презентация фонда личных документов военного контрразведчика, генерал-майора Николая Кравченко. Это - фотографии, награды и другие вещи, которые сохранили родственники, ветераны органов, товарищи по работе.
Долгие годы о жизни этого человека ничего не было известно, он был забыт.

Комментарии 0