МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Военные тайны: Пентагон стащил у России много интересного
01.10.2018 · Научно-технический прогресс

Военные тайны: Пентагон стащил у России много интересного

Какие наши военные технологии были использованы американцами

На фото: американские истребители F-35B
На фото: американские истребители F-35B (Фото: Zuma/ ТАСС)

Американское издание The National Interest обвинило Советский Союз и его правопреемницу Россию в воровстве западных технологий, в частности, штатовских, и в неспособности генерировать собственные научно-технические идеи и воплощать их в эффективные разработки.

«Копирование западных технологий, — утверждает NI, — это на самом деле сомнительное достижение, признание того, что нация не способна реально внедрять собственные технологии». Тут совсем недалеко до обвинения нации в ущербности и призывов измерять русским череп при помощи циркуля.

В качестве примеров копирования технологий приводятся атомная бомба, многоразовый космический челнок и почему-то видеоигры. С определенной натяжкой можно принять обвинения насчет бомбы. Да, супруги Розенберги передавали нам определенные документы относительно ее конструкции. Однако к этому моменту в Советском Союзе полных ходом шли собственные разработки этого оружия и они находились в финальной стадии.

Что же касается челнока, то обвинения голословные. Точно так же американцев можно обвинить, что их космическая станция «Скайлэб» — копия наших «Салютов», которые появились раньше. Хоть общего у них — лишь идея создания долговременного «космического дома». То же самое объединяет и «Шаттлы» с нашим «Бураном».

Читайте также

В то же самое время существуют и обратные примеры копирования Штатами советских и российских технологий без получения на то каких бы то ни было лицензий. А порой информация для воспроизводства получается в результате хищения.

В 90-е годы, когда русские и американцы стали «братьями навек», для оборонки США наступили золотые времена по части получения не просто сведений о тех или иных разработках, но даже конструкторской документации, а также готовых изделий. Что-то получали бесплатно, так сказать, по обмену опытом. А за что-то надо было давать взятки, по тем временам абсолютно смехотворные.

В конце 70-х годов в НПО «Звезда» была создана уникальная авиационная катапульта К-36 ДМ, позволяющая покидать даже разогнавшийся на ВПП самолет. Ее показали на авиасалоне в Ле Бурже, где она стала одной из сенсаций. В США ничего похожего не было.

В начале 90-х на предприятие в подмосковном Томилине прибыла американская делегация, которую познакомили с конструкцией катапульты, рассказали о технологических нюансах при ее изготовлении. И продали небольшую партию кресел. Вскоре на американских истребителях появились абсолютно такие же катапульты, но со значком «Made in USA».

На фото: разработка НПП "Звезда" - катапультируемое кресло К-36 для современных боевых самолетов, 1987 год (Фото: В.Кавашкин/ ТАСС )

В Советском Союзе был накоплен значительный опыт по конструированию и строительству экранопланов. Этот тип летательных аппаратов представляет собой самолет с большой площадью крыла, перемещающийся на низкой высоте над водой или ровной поверхностью, используя эффект «воздушной подушки». К главным достоинствам экраноплана относятся большая полезная нагрузка и значительная дальность полета, что обусловлено экономичным расходованием топлива.

В Нижнем Новгороде в ЦКБ по судам на подводных крыльях были построены в конце 70-х годов 5 экранопланов «Орленок», которые могли перевозить 200 десантников или 2 БТР на расстояние в 1500 км. Они эксплуатировались в морской авиации. Последний «Орленок» был выведен из состава флота в 1993 году.

В США данным типом летательных аппаратов никогда не занимались. Но в начале 90-х решили, воспользовавшись российскими наработками, построить сверхтяжелую машину, которая должна была перевозить на 16 тыс. километров 1400 тонн груза. Российское правительство пошло навстречу, предоставив американцам всего лишь за 200 тыс. долларов допуск к документации и разрешив всесторонне исследовать боевой, хоть и списанный, экраноплан. Однако, как говорится, не в коня корм — разработка захлебнулась в связи со значительным превышением сметы.

Не только российские специалисты, но и ряд американских экспертов отмечают, что в новейшем самолете с вертикальным взлетом и посадкой (СВПП) F-35B отчетливо просматриваются русские корни. То есть он совершенно не похож на американский СВПП McDonnell Douglas AV-8B Harrier II, технологии которого логично было бы использовать в новой «вертикалке». Но много общего с Як-141, который был уже готов, но из-за неурядиц конца-80-х годов не пошел в серию.

И это не случайно. Представители компании «Локхид Мартин», создавшей F-35B, в период безвременья паслись в ОКБ Яковлева, изучая документацию на Як-141. После того, как они убедились в революционности технических решений, заложенных в российский самолет, даже был заключен контракт, за мелкую денежку, на проведение российскими конструкторами исследований и технических проработок по главнейшему элементу «вертикалки» — поворотному соплу подъемно-маршевого двигателя. Все это в конечном итоге и было использовано в конструкции F-35B. Потому-то летные характеристики этих двух самолетов очень похожи.

На фото: сверхзвуковой истребитель вертикального взлета Як-141 (Фото: Владимир Яцина / ТАСС )

Кстати, свой «Харриер-2» американцы создали на базе британского «Харриера», причем при участии в разработке британских конструкторов.

Возвращаясь к заявлению NI о том, что наш «Буран» является якобы слегка переработанным клоном «Шаттла», следует отметить, что автор статьи «не в теме». Причинно-следственная связь тут иная. И в начале этой цепочки находится не американская, а советская разработка.

В 60-е годы в СССР была начата программа «Спираль» по созданию орбитального самолета или же космоплана. Первые три рабочих прототипа — БОР-1, БОР-2 и БОР-3 — были макетами уменьшенных размеров. Реальным космопланом стал БОР-4, который начал проходить летные испытания в беспилотном режиме в 1982 году. Вскоре полученные положительные результаты были использованы при создании «Бурана».

Американская разведка пристально следила за ходом программы «Спираль». Были получены фотографии БОРа-4, которые вскоре использовали при конструировании орбитального самолета HL-20. У двух этих аппаратов — советского и американского — очень близкие по геометрии формы.

HL-20 так ни разу не слетал в космос. Но на его базе был разработан беспилотный орбитальный самолет Dream Chaser, предназначенный для доставки на орбиту (в частности на МКС) до 5,5 тонны груза и до 7 пассажиров. Его первый полет к МКС намечен на 2020 год.

Помимо конкретных разработок существуют теоретические изыскания, на которые эти разработки могут опираться. Но при этом в Советском Союзе перспективная теория из-за твердолобости руководства не всегда была востребована. Так произошло со стелс-технологией, которую первыми начали применять американцы при конструировании «самолетов-невидимок».

Но вся теория, позволяющая точно рассчитать геометрию самолета для минимизации отражения от его поверхности радиоволн радара, была изложена советским физиком Петром Уфимцевым в книге «Метод краевых волн в физической теории дифракции». Она была издана в 1962 году. В Советском Союзе эти идеи не нашли понимания. Книгу внимательно прочитали в США и немедленно приступили к строительству истребителя F-117.

Нельзя обойти стороной и вопрос о приоритете при создании уникальной военной техники, хоть речь может и не идти о заимствовании технологий. Потому что приоритет говорит о том, что в данном направлении тот или иной разработчик или страна-создатель никак не могут быть «технологически отсталыми». В разбираемой нами ситуации — отсталым по отношению к США. Тут примеров множество.

В истребителе-перехватчике МиГ-31 в РЛС впервые в истории была применена фазированная антенная решетка.

Российские комплексы радиоэлектронной борьбы, использующие принципиально новые математические методы анализа, обработки и генерирования сигналов в настоящий момент недосягаемы для оборонки США.

Россия уже начала внедрять в армию готовое гиперзвуковой ракетное оружие. В то время как американские разработчики в этой области находятся на этапе НИР. При этом, как показал скандал с утечкой информации в этой области из ЦНИИМАШа, США всеми правдами и неправдами пытаются догнать Россию.

Читайте также

У США нет даже сверхзвуковых противокорабельных ракет, дозвуковую ракету «Гарпун» никак нельзя назвать оружием сегодняшнего дня. В то время как Россия завершает испытания гиперзвуковой ПКР «Циркон».

Созданный Уралвагонзаводом танк Т-14 на платформе «Армата», относящийся к новому поколению ОБТ, по единодушному мнению экспертов, будет недосягаем по боевым возможностям для танкостроительных фирм мира, включая американские, минимум 5−7 лет.

Оперативно-тактический комплекс «Искандер», вооруженный крылатой и квазибаллистической ракетами практически со стопроцентной гарантией поражает запланированные цели. Американские ОТРК имеют куда более скромные возможности.

И, наконец, средства противовоздушной обороны, которые представлены системой С-400 «Триумф», занимают безусловные лидирующие позиции. С приходом комплекса С-500 «Прометей» то же самое можно будет сказать и о средствах противоракетной обороны.

В заключение необходимо сказать, что по некоторым позициям военной техники и России есть чему поучиться у США. В том числе и с помощью ГРУ, которое, благодаря натиску британской пропаганды, наводит ужас на все «цивилизованное сообщество»

Комментарии 0