МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Гримаса боевой судьбы: Лишенный флота Киев принуждает Россию к ретираде из Черного моря
10.03.2024 · СВО на Украине
9 марта 18:03

Гримаса боевой судьбы: Лишенный флота Киев принуждает Россию к ретираде из Черного моря

Кто виновен, что вражеские БЭК, за полсуток обнаруженные нашим сухогрузом на подходе к Крыму, захватили врасплох «Сергея Котова» у Крымского моста?

 
На фото: новейший патрульный корабль «Сергей Котов» (Фото: mil.ru)

В Сети появились видеозаписи двух трагических для Черноморского флота событий. Первая нашими моряками сделана в ночь на 14 февраля 2024 года с палубы большого десантного корабля проекта 775 «Цезарь Куников» в момент его атаки крупной «волчьей стаей» из десятка быстроходных украинских безэкипажных катеров (БЭК) типа MAGURA V5 вблизи южного побережья Крыма.

Согласно описанию боя, который приводит американский аналитический сайт The War Zone, «с момента обнаружения вражеских беспилотников и начала боя до полного затопления корабля прошло чуть более 40 минут».

Все это время экипаж «Цезаря Куникова» с обеих бортов вел шквальный огонь трассирующими боеприпасами из всех видов стрелкового оружия по стремительно приближавшимся с разных направлений БЭК. Даже из автоматов и ручных пулеметов. Как можно предполагать — до сигнала боевой тревоги хранившихся под замком в корабельном арсенале. Но срочно розданных экипажу перед последним боем.

Таким образом, четыре стремительных вражеских MAGURA V5 (крейсерская скорость 22 узла, максимальная — 42 узла) были уничтожены черноморцами. Пятый на скорости, как указывают, свыше 30 узлов все же догнал «Цезаря Куникова». И вонзился в его борт в кормовой части. Очевидно, как минимум, повредив винты. Тем самым мгновенно обездвижив наш БДК и лишив его возможности уклоняться маневрами.

Как следствие — в кромешной тьме шестой, седьмой, восьмой и девятый БЭК быстро нагнали потерявший ход корабль и поочередно ударили его в левый борт, образовав огромные пробоины. Сквозь которые внутрь корпуса БДК хлынула морская вода. Спасти его оказалось невозможным.

Последний MAGURA V5 еще продолжительное время, лежа в дрейфе, с немалого расстояния просто наблюдал за гибелью «Цезаря Куникова». А также за эвакуацией его личного состава на спасательные плоты. Естественно — наблюдал по решению украинского оператора, осуществлявшего управление надводным дроном за сотни километров, с далекого вражеского берега.

Потом, как указывает The War Zone, и этот MAGURA V5 попытался атаковать подошедший к месту трагедии российский спасательный буксир. Но, к счастью, неудачно.

Вердикт, вынесенный по итогам этого боя американскими экспертами, таков: «Видео и описание только подчеркивают, насколько хорошо спланированными и скоординированными стали эти атаки (украинские — „СП“). Когда элементы группы надводных беспилотников отвлекают экипаж (атакуемого корабля — „СП“), в то время как другие постоянно нацеливаются на одну конкретную уязвимую точку на корпусе корабля».

Примерно так же на второй, более поздней из попавших в Сеть видеозаписей, выглядит и отчаянная, но безуспешная попытка экипажа другого нашего корабля — патрульного «Сергей Котов» (проекта 22160) отразить массированную атаку сразу полутора десятков вражеских безэкипажных катеров менее недели назад (5 марта) в районе Крымского моста в районе Керчи. «Сергей Котов» тоже пошел ко дну через считанные минуты после начала внезапного нападения.

При этом, напомню, это не первая атака черноморских боевых кораблей украинскими надводными беспилотниками. Первые подобного рода нападения были зафиксированы еще в октябре 2022 года. Тогда противник сделал несколько достаточно робких попыток прорыва в Севастопольскую бухту и поражения кораблей Черноморского флота прямо у причалов — или на внешнем и внутреннем рейдах города-героя.

Тогда не слишком серьезные повреждения получил морской тральщик «Иван Голубец». Но вскоре он вернулся в строй, а проход в Севастопольскую бухту был основательно укреплен многослойными боновыми заграждениями, возле которых с той поры неотступно несут вахту противодиверсионные катера. Дополнительные пулеметные гнезда с крупнокалиберными «Утесами» и реактивные системы залпового огня развернули стволы в сторону моря.

Как результат — противник сменил тактику, но вовсе не отказался от использования БЭК на Черном море. Целями ВСУ стали одиночные российские корабли, лежащие в дрейфе или осуществляющие переход из одной базы в другую.

Так, ранним утром 24 мая 2023 года у входа в пролив Босфор наш средний разведывательный корабль «Иван Хурс» был атакован тремя беспилотными катерами Вооруженных сил Украины. Как официально заявило Минобороны РФ, все три в тот раз были уничтожены огнем штатного вооружения «Ивана Хурса». Иными словами — атаку отбили с помощью МТПУ (морских тумбовых пулеметных установок).

25 июля 2023 года двумя вражескими БЭК в открытом море был в первый раз атакован все тот же «Сергей Котов». Оба беспилотника были уничтожены из крупнокалиберных пулеметов на значительном расстоянии от корабли и не причинили ему никакого вреда.

Прошла всего неделя. И, как официально сообщило Минобороны РФ, «в ночь на 1 августа была совершена безуспешная попытка атаковать тремя морскими безэкипажными катерами патрульные корабли „Сергей Котов“ и „Василий Быков“ Черноморского флота, выполняющие задачи по контролю судоходства в юго-западной части Черного моря, в 340 км юго-западнее Севастополя».

Снова официальное заявление российского оборонного ведомства: «14 сентября (2023 года — „СП“) около 05.00 вооруженными силами Украины осуществлена попытка атаковать пятью морскими безэкипажными катерами патрульный корабль Черноморского флота „Сергей Котов“ в акватории Черного моря». Все пять безэкипажных катеров нашими моряками в тот раз были успешно отправлены на дно.

Вскоре мы получили возможность убедиться, что из своих первых неудач с ударными надводными беспилотниками на Черном море противник сделал правильные выводы. Он сумел в разы нарастить число своих БЭК, одновременно участвующих в каждом из нападений на российские корабли. И (что еще существеннее и сложнее!) научился очень эффективно координировать с берега атаки «волчьих стай».

Отразить такие огнем пары крупнокалиберных «Утесов», в лучшем случае поодиночке установленных пока на каждом борту большинства наших черноморских кораблей, нечего было и думать. Особенно — в ночное время, в условиях ограниченной видимости.

Первую трагическую возможность удостовериться в этом мы получили в ночь на 1 февраля 2024 года, у входа на внутренний рейд Крымской военно-морской базы, расположенной между Севастополем и Евпаторией. Тогда под ударом сразу девяти украинских БЭК, вышедших из Одессы, оказался наш ракетный катер «Ивановец» (проект 12411 «Молния»). Как минимум три беспилотника, несмотря на плотный оборонительный пулеметный огонь, добрались до него. И последовательными взрывами быстро утопили «Ивановца» в 14 километрах от входа в базу.

Следом, как уже сказано, с ужасающей скоростью ширящийся список потерь Черноморского флота пополнили уже упомянутые «Цезарь Куников» и «Сергей Котов». Неудивительно, что штатовская The War Zone не без удовольствия констатирует: «Пока российский военно-морской флот, похоже, мало что сделал для смягчения опасностей, с которыми он сталкивается в этих водах… Россия начала использовать вертолеты и самолеты в попытках выслеживать украинские морские беспилотники в водах вокруг Крыма. Но растущее количество потопленных кораблей говорит о том, что эти операции не особенно эффективны».

В таком случае чего нам ожидать дальше? Во встревоженном российском экспертном сообществе чего только не предлагают срочно проделать, чтобы прекратился, наконец, нынешний кромешный кошмар на Черном море.

Допустим, срочно огородить все более или менее крупные надводные боевые единицы Черноморского флота противоторпедными сетями, придуманными еще 150 лет назад. Или побортно добавить на них крупнокалиберных пулеметов.

Еще — поскорей дооснастить наши корабли боевыми модулями комплексов управляемого вооружения 3М47 «Гибка» (способными, как утверждают, работать по БЭК противотанковыми ракетами 9М120−1 «Атака-В/Т» по данным ИК/ТВ-прицельного комплекса).

Наконец, возможно усилить корабельные средства РЭБ станциями помех, способными «давить» сигналы американской системы Starlink, посредством которых осуществляется наведение украинских надводных беспилотников на цель.

Говорят, уже проходят испытания новые российские аэростатные комплексы, на которых будут устанавливать мощные радиолокационные станции для усиления контроля за надводной и воздушной обстановки в бассейне Черного моря.

Словом, я далек от мысли, что в нашей стране не предпринимается ничего, чтобы коренным образом изменить ситуацию вокруг Черноморского флота. Но бесспорно и то, что все перечисленные меры (или наиболее целесообразные из них) будут реализованы вовсе не за один день. А новые потери в корабельном составе, судя по тому, как стремительно развиваются события, мы можем понести (не дай бог!) прямо завтра. Поэтому медлить преступно.

В таком случае, что в наших силах осуществить немедленно? Считаю, что стоило бы обдумать перевод части (как минимум!) самых ценных боевых единиц с крылатыми ракетами «Калибр» на борту из Черного в Азовское море. Туда, куда надводными беспилотниками из Одессы через Керченский пролив просто не дотянуться.

Да, Азовское море очень мелководное. Поэтому в нем Черноморскому флоту, как считается, негде развернуться.

Но, во-первых, осадка всех без исключения надводных «калиброносцев» на ЧФ сравнительно невелика. Всего 4,2 метра у пары оставшихся у нас в Черном море фрегатов проекта 11356 («Адмирал Макаров» и «Адмирал Эссен»). Чуть менее (4 метра) — у единственного нынче черноморского «Каракурта», малого ракетного корабля «Циклон». Вообще не менее 2,6 метра обязана иметь под килями четверка здешних «Буянов-М» (проект 21631): малые ракетные корабли «Вышний Волочек», «Орехово-Зуево», «Ингушетия» и Грайворон".

С такими тактико-техническими характеристиками теоретически возможно временное базирование у причалов почти всех крупнейших портов Азовского моря. Наверняка — лучше всего не в Мариуполе и Бердянске. Поскольку те слишком близко расположены к линии фронта, что в состоянии облегчить противнику нанесение ударов по ним крылатыми ракетами и ударными БПЛА.

В этом отношении представляется куда более безопасным южное побережье Азовского моря. А значит — Порт Кавказ и Темрюк, давно освоенные российскими морскими пограничниками.

С точки зрения продолжения выполнения экипажами боевых задач в ходе СВО такое перебазирование «калиброносцев» с одного морского театра на другой немногое бы поменяло. Ибо, во-первых, единственный род занятий наших кораблей в ходе боевых действий на Украине на сегодня — периодический обстрел важнейших целей в Одессе и ее окрестностях высокоточными крылатыми ракетами «Калибр». Для таких залпов много места в акваториях не требуется. Стрелять возможно хоть на «стопе».

А что касается увеличивающегося в случае перебазирования расстояния: если в 2015 году мы из Каспийского моря умудрялись поражать объекты террористов на территории Сирии, то до украинской-то пока Одессы из какого-нибудь нашего Ейска, Темрюка или Порта Кавказ проделать это — вообще раз плюнуть.

Впрочем, возможно вы возразите: такая, пусть даже временная, но все же очевидная ретирада Черноморского флота в имиджевом смысле для России выглядит унизительно. И даст Киеву слишком много поводов для безудержного политического ликования. Бесспорно. Но разве лучше один за другим терять лучшие корабли и подвергать смертельному риску экипажи?

Вот наведем в этом деле порядок на Черном море — тогда с гордо развивающимися на реях Андреевскими флагами и возвратимся в Севастополь, Феодосию и Новороссийск. Желательно — в полном составе Черноморского флота. Разве не так?

А в это время

История с гибелью под Керчью «Сергея Котова» получила на редкость острое продолжение.

Из Сети стало известно, что примерно за полсуток до роковой для нас атаки отряд украинских надводных беспилотников на переходе морем из Одессы в район Керченского моста был визуально обнаружен экипажем сухогруза «Элла», принадлежащего санкт-петербургской компании ООО «Тристар Лоджистик».

В вахтенном журнале российского судна еще 4 марта была сделана такая запись: «04−03−2024г. в период с 14.15мск (позиция судна широта 43°10,1СШ 033°55,7ВД, Черное море) до 15.04 мск (позиция судна широта 43°10,1СШ 033*55,7ВД, Черное море), с борта т/х „ЭЛЛА“ следуя курсом 244* на переходе из порта Темрюк/Россия в порт Равенна/Италия получен доклад, что вблизи судна зафиксировано и наблюдается движение надводных беспилотных аппаратов в количестве 4-х штук».

Цели двигались в сторону Крыма со скоростями от 17 до 35 узлов и были легко различимы не только на экране судовой РЛС, но и невооруженным глазом. Мало того. Один из украинских БЭК сближался с «Эллой» на дистанцию до полумили и делал попытки пересечь курс сухогруза по носу. Поэтому экипажу было приказано быть в готовности к борьбе за живучесть.

Но самое главное — исчерпывающее оповещение о происходящем капитан «Эллы» немедленно передал своему судовладельцу. Стало ли об этом известно командованию Черноморским флотом? А если не стало — то кто за это ответит?

Но еще хуже, если военные моряки обо всем узнали. И, как следует из хроники событий, все равно не ударили палец о палец. В любом случае, бесспорно, что примерно через 10−12 часов после обнаружения приближающегося врага ничего не подозревающие об этом моряки «Сергея Котова» вступили в свой последний бой.

Если все так и было — это требует отдельных разъяснений Минобороны перед обществом о причинах и сделанных оргвыводах.

Комментарии 0