МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
40 лет назад началась Первая социалистическая война
13.02.2019 · Пограничные конфликты

Китайский урок в защиту Пол Пота

40 лет назад началась Первая социалистическая война
Зайцев Анатолий
Фото: amazonaws.com

Первый в новейшей истории крупный вооруженный конфликт между социалистическими государствами вошел в анналы как китайско-вьетнамская война 1979 года или Первая социалистическая война. В длившихся месяц сухопутных военных действиях (авиация и ВМФ не применялись) участвовали 250 тысяч военнослужащих НОАК, которым противостояли вьетнамские части численностью до 100 тысяч.

За две недели боев вторгшимся на территорию СРВ семи дивизиям Народно-освободительной армии Китая, встретившим стойкое сопротивление находившихся на первой линии обороны пограничных частей, подразделений региональных войск и народного ополчения, удалось продвинуться в глубь территории на основных направлениях до 45–50 километров и захватить провинциальные центры Лаокай и Каобанг. 4 марта ценой тяжелых потерь после 17 атак был взят имеющий стратегическое значение город Лангшон, открывавший путь на Ханой, до которого оставался 141 километр. Наступление застопорилось.

5 марта Вьетнам объявил всеобщую мобилизацию и ускорил переброску из Камбоджи армейского корпуса для защиты столицы и стратегических объектов. В тот же день Пекин объявил о прекращении «ограниченной военной операции» и начале «организованного и планомерного» вывода своих войск (завешенного к 17 марту, бои продолжались до последнего дня) с резюме: «Вьетнаму преподан хороший урок».

Среди причин, повлиявших на решение начать отвод войск, историки отмечают выявленные в ходе боевых действий серьезные просчеты НОАК в подготовке и ведении наступательных операций с использованием тяжелого вооружения, недооценку боеспособности вьетнамских пограничных частей и ополченцев, принявших на себя основной удар превосходящих сил противника, и осознание риска быть втянутыми в широкомасштабную затяжную войну с основными регулярными частями ВНА, приобретшими большой фронтовой опыт в ходе войны в Индокитае.

" Решение Ханоя о вводе 120-тысячного «ограниченного контингента» в Камбоджу в Пекине связывали с заключением советско-вьетнамского договора о дружбе

Однако определяющее влияние на принятие Пекином решения о прекращении наступления и отвода войск, как и на весь последующий ход событий в ЮВА и АТР, оказала позиция двух сверхдержав, находившихся в период разрядки в стадии активного диалога с целью урегулирования нерешенных проблем двусторонних отношений, а также некоторых международных вопросов.

Решающую роль в сдерживании агрессора, несомненно, сыграл «фактор СССР». Сразу после китайского вторжения Советский Союз однозначно заявил о поддержке вьетнамского народа и готовности выполнить свои обязательства. Подписанным в Москве в 1978 году Договором о дружбе и сотрудничестве между СССР и СРВ предусматривалось в случае если одна из сторон явится объектом нападения или угрозы нападения, незамедлительно приступить к взаимным консультациям в целях устранения такой угрозы и принятия эффективных мер для обеспечения мира и безопасности обоих государств. С его заключением в Пекине связывали принятое руководством Вьетнама решение о вводе 25 декабря 1978 года своего 120-тысячного «ограниченного воинского контингента» в Камбоджу, что привело к свержению пропекинского режима Пол Пота и Йенг Сари с образованием в январе 1979-го Народной Республики Кампучия (НРК).

Во втором заявлении советского правительства от 2 марта Китаю было однозначно заявлено, что если НОАК не уйдет из Вьетнама немедленно, ей придется воевать на два фронта.

Резкое осуждение китайской агрессии в заявлениях правительства СССР подкреплялось конкретными действиями. С началом китайско-вьетнамского вооруженного конфликта в состояние полной боевой готовности были приведены ракетные части и дивизии Советской армии на Дальнем Востоке и в Сибири (25 мотострелковых частей численностью 250 тысяч с авиационной поддержкой), которые начали развертывание вдоль границы с Маньчжурией. Незадолго до начала конфликта в районе Южно-Китайского и Восточно-Китайского морей была сконцентрирована крупная военно-морская группировка, создавшая заградительный кордон перед входом в Тонкинский залив. В период с 12 по 26 марта 1979 года с целью оказания военного давления на Китай Советский Союз провел крупные войсковые и флотские учения на востоке страны, территории Монголии и на Тихоокеанском флоте, в которых участвовали более 200 тысяч человек личного состава, около 900 самолетов и 80 кораблей.

Во Вьетнам была направлена группа из 20 советников и специалистов по основным родам войск во главе с генералом армии Геннадием Обатуровым. При их содействии летчиками советской транспортной эскадрильи на Ан-12 началась ускоренная переброска армейского корпуса из Камбоджи на Лангшонское направление. Туда же был выдвинут сформированный на базе советских поставок зенитно-ракетный дивизион.

Решительные действия Советского Союза по оказанию массированной военно-политической поддержки Вьетнаму не оставили у китайских стратегов, вознамерившихся «протестировать реакцию Кремля», сомнений в безнаказанности. Принимая решение о прекращении военной операции, Пекин не мог не учитывать и отсутствие внятного одобрения со стороны Вашингтона, который в тот момент испытывал растущие опасения быть втянутым из-за Китая в конфликт с СССР. За несколько дней до начала «ограниченной военной операции» заместитель председателя Центрального военного совета КНР Дэн Сяопин, назначенный командующим приграничного с Вьетнамом военного округа, объявил, что Китай собирается преподать урок Вьетнаму, но поставленные политические и военные цели, по собственному признанию китайских руководителей, были достигнуты лишь частично.

" Летчики советской транспортной эскадрильи на Ан-12 начали ускоренную переброску армейского корпуса из Камбоджи на Лангшонское направление

Не сбылись расчеты Пекина подорвать экономику и обороноспособность СРВ и уничтожить основные регулярные части ВНА, «выманив» их из Камбоджи, где, по некоторым данным, находилось до 80 процентов всего личного состава, тем самым ослабив военное давление на вооруженные отряды полпотовцев. В короткие сроки разрушенные предприятия и другие объекты были восстановлены с материально-технической помощью СССР, ГДР, Болгарии и других стран. Основные силы ВНА использовались в ходе конфликта ограниченно, к ее концу из НРК был переброшен только один армейский корпус.

Собственные потери НОАК за период боевых действий значительно превысили ожидаемые. Они оцениваются в 20 тысяч человек, несмотря на значительное численное превосходство над ВНА и 12-кратное по танкам и САУ. По данным Генерального штаба ВНА, потери НОАК составили 62,5 тысячи человек, китайские источники называют от 6,9 до 18 тысяч. По вьетнамским оценкам, полностью разгромлены три полка и 18 батальонов НОАК, противник недосчитался 550 военных машин, в том числе 280 танков Т-59 и бронетранспортеров, из них 67 были уничтожены, а остальные 213 захвачены и поставлены на вооружение ВНА, 118 орудий и минометов.

Потери Вьетнама оцениваются в 22 тысячи человек (официальные данные отсутствуют), с учетом жертв среди гражданского населения – 30 тысяч. Крупный ущерб нанесен экономике северных провинций СРВ. По вьетнамским данным, за время военных действий в шести провинциях уничтожено более 45 тысяч крестьянских домов, более 900 школ, 428 больниц, 25 шахт, 55 промышленных предприятий.

В послевоенные годы отношения между Китаем и Вьетнамом до их нормализации прошли долгий и сложный путь. Пекин, не достигнув целей открытым военным конфликтом, взял курс на подрыв НРК, нагнетая напряженность на кампучийско-таиландской границе и поощряя провокации со стороны вооруженных отрядов полпотовцев, действовавших в пограничных с Таиландом районах и укрывавшихся на его территории.

Вскоре после окончания вооруженного конфликта Пекин принял решение о непродлении советско-китайского договора «О дружбе, союзе и взаимной помощи», подписанного в феврале 1950 года («Знак сближения Москвы и Пекина»). Полный вывод вьетнамских войск из Камбоджи был объявлен одним из трех, а позднее четырех условий, которые СССР должен выполнить для нормализации отношений с КНР.

Вьетнам, находясь под неослабевающим давлением со стороны стран АСЕАН и оказывавших им поддержку США и Китая, с 1982 года начал частичный вывод воинского контингента из Камбоджи, стремясь тем самым выиграть время для стабилизации и укрепления общественно-политического строя в НРК и очищения ее территории от остатков антиправительственных банд. Стоит отметить, что на протяжении последних 40 лет Вьетнам трижды направлял войска в Камбоджу и дважды их выводил: после окончания первой войны в Индокитае (1945–1954) и по завершения военных действий в 1975-м.

Осознавая зависимость перспективы нормализации ситуации в Юго-Восточной Азии от прекращения конфронтации с Китаем, вьетнамское руководство посылало все более четкие сигналы Пекину с предложениями уладить отношения. Не видя желаемой реакции, Ханой избрал на первых порах тактику «малых шагов» из опасения, что его более активные действия могут быть восприняты могущественным соседом как проявление слабости. Неуступчивость Пекина вьетнамские представители объясняли в беседах тем, что Китай со своим уязвленным самолюбием «срединной империи», привыкшей диктовать волю соседним странам, никогда не простит нам Кампучию и не смирится с сохранением там доминирующих позиций Вьетнама. В то же время было очевидно, что перспективы оздоровления обстановки в регионе зависели от благоприятного исхода ведущихся между СССР и США переговоров по широкому кругу вопросов, в том числе непосредственно затрагивающих безопасность в ЮВА и АТР.

Основополагающее значение для урегулирования ситуации имела нормализация советско-китайских отношений. В январе 1989-го под влиянием СССР Ханой объявил и к сентябрю того же года осуществил полный вывод воинского контингента из Камбоджи, что не только активизировало диалог между противоборствующими сторонами, но и ускорило процесс нормализации отношений Советского Союза с КНР, сняв тем самым изобретенное Пекином «четвертое препятствие».

Вторая Парижская конференция по Камбодже завершилась подписанием в октябре 1991-го соглашений о комплексном урегулировании положения в стране. Однако ей до установления политической стабильности предстояло еще пройти через избавление от банд «красных кхмеров», остатки которых сдались в 1999 году, соперничество противоборствующих политических партий, выборы 2003-го и формирование нынешнего состава коалиционного правительства Королевства Камбоджа.

Последующие шаги с обеих сторон по нормализации ситуации сгладили, но не устранили китайско-вьетнамские противоречия, имеющие глубокие корни и многовековую историю. До сих пор двусторонние отношения остаются напряженными и периодически обостряются, выливаясь в жаркие споры из-за взаимных территориальных претензий.

Анатолий Зайцев,
чрезвычайный и полномочный посол, кандидат экономических наук, заведующий отделом Юго-Восточной Азии МИДа СССР (1983–1987)

Опубликовано в выпуске № 5 (768) за 12 февраля 2019 года

Комментарии 0