МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ

Мониторинг СМИ

Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (18-24 февраля 2013 года)
24.02.2013 · Локальные конфликты и войны · Институт Ближнего Востока
Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Сирии и Египте. Сирийская оппозиция отказалась от переговоров с властями и запланированных международных контактов в знак протеста против ракетных обстрелов города Алеппо, якобы произведенных правительственными войсками. Президент Египта М. Мурси подписал указ о проведении выборов в нижнюю плату национального парламента, которые пройдут в четыре этапа с апреля по июнь с. г.
В Сирии сохраняется напряженная военно-политическая обстановка. В различных районах страны продолжаются боевые действия между правительственными войсками и вооруженными формированиями противников правящего режима. На прошедшей неделе наиболее ожесточенные бои происходили в городе и провинции Алеппо и в предместьях Дамаска. В центральной части Дамаска вблизи здания ЦК правящей партии Баас 21 февраля был совершен крупнейший теракт: погибли 83 и ранено свыше 200 человек. Также пострадало здание посольства России в САР. Ранее, 20 февраля боевики обстреляли из минометов район президентского дворца «Тишрин», а 22 февраля минометному обстрелу подвергся комплекс задний министерства обороны САР. В то же время боевики антиправительственной «Свободной сирийской армии» (ССА) и руководство курдских отрядов договорились о прекращении огня в городе Рас-эль-Айн на северо-востоке страны. Руководство ССА предъявило ультиматум ливанской «Хизбалле», требуя прекратить участие ее боевиков в военных действиях в Сирии. В противном случае ССА заявила, что «откроет ответный огонь и войдет на территорию Ливана».
В Каире на минувшей неделе прошло заседание руководящего органа ведущей организации сирийской оппозиции – Национальной коалиции  оппозиционных и революционных сил (НКОРС), где была достигнута договоренность о формирования переходного правительства. Предполагается, что голосование по кандидатуре премьер-министра и составу правительства пройдет 2 марта в Стамбуле. Оппозиционеры считают, что кабинет должен работать на территории Сирии, находящейся под контролем повстанцев. В Каире было объявлено, что любое соглашение о прекращении кровопролития в Сирии должно быть подписано под патронажем России и США, но переговоры с представителями режима должны проходить без участия президента САР Б. Асада. Более того, в итоговом коммюнике заседания подчеркивается необходимость привлечения Асада и его приближенных к ответственности за кровопролитие в стране. Против переговоров с властями выступили радикальные исламисты из Исламского фронта освобождения, выступающие за вооруженное свержение режима Асада, и ряд представителей либеральной оппозиции. После нового ракетного обстрела Алеппо, в котором оппозиция обвинила правительственную армию, представители НКОРС заявили об отказе от участия в переговорах с Дамаском, планов посетить с визитами Москву и Вашингтон и участия во встрече международной группы «Друзей Сирии» в марте в Риме. Оппозиционеры критикуют мировое сообщество за то, что оно «хранит молчание» по поводу ракетных ударов по Алеппо. Госдепартамент США 24 февраля осудил ракетный обстрел Алеппо и пригласил сирийских оппозиционеров на переговоры по урегулированию конфликта в САР.
Сирийское правительство в лице министра по вопросам национального примирения А. Хайдара подтвердило свою готовность начать переговоры с представителями вооруженных оппозиционных группировок без предварительных условий как на территории страны, так и за ее пределами.
По официальным данным властей САР, ущерб, нанесенный экономической инфраструктуре в Сирии за 23 месяца конфликта, оценивается в 11 млрд долларов, а из-за действий боевиков правительственная помощь не может быть доставлена в целый ряд регионов страны.
Россия по-прежнему пытается усадить правительство и оппозицию Сирии за стол переговоров и считает, что урегулирование конфликта в республике сдвинулось с мертвой точки, заявил 19 февраля глава МИД РФ С. Лавров. По его мнению «ни одна из сторон не сможет добиться военной победы, и это – дорога в никуда, дорога к взаимному уничтожению сторон».
Сложная ситуация сохраняется в Египте. В стране не прекращается противостояние между правящим исламистским режимом во главе с президентом М. Мурси и различными оппозиционными силами. Ведущее оппозиционное объединение – Фронт национального спасения (ФНС) 19 февраля выдвинул властям страны пять условий, при выполнении которых Фронт будет готов принять участие в предстоящих парламентских выборах. Это: формирование «правительства национального спасения», отставка генпрокурора и выборы нового «на основе принципа независимости судебных органов власти», «проведение ответственного расследования всех случаев гибели мирных демонстрантов», признание «Мурси и его группировки» ответственными за последние события в стране, которые привели к многочисленным жертвам среди египтян».
Массовые антиправительственные протестные выступления продолжаются в Порт-Саиде, участники которых угрожают эскалацией обстановки, если власти не выполнят их требования. В числе главных требований жителей города — отмена действующего в ночные часы комендантского часа, отставка главы МВД М. Ибрагима, назначение независимого судьи на процессе по делу о трагедии на стадионе в 2012 г., а также беспристрастное и справедливое расследование обстоятельств гибели десятков человек в охвативших Порт-Саиде в январе беспорядках. В городе проходит всеобщая забастовка, остановлена работа обоих портов города. В то же время перебоев в работе Суэцкого канала не отмечено. Из Порт-Саида «выдавлены» сторонники «Братьев-мусульман», а многие участники протестов требуют «выхода из состава Египта». Акции протеста со схожими требованиями проходят в городах Суэц и Порт-Фуад. Пытаясь разрядить обстановку, президент Мурси инициировал законопроект о возвращении Порт-Саиду статуса зоны свободной торговли, а также подписал указ о ежегодном выделении 400 млн египетских фунтов (около 60 млн долларов) на развитие и создание новых рабочих мест в провинциях Порт-Саид, Суэц и Исмаилия.
21 февраля Консультативный совет Египта (Шура — верхняя палата парламента) принял новый закон о выборах в парламент. В этот же день президент АРЕ М. Мурси издал декрет о проведении выборов в нижнюю палату парламента, которые пройдут в четыре этапа с апреля по июнь с. г. По просьбе христиан-коптов, в связи с их религиозными праздниками первый день голосования перенесен с 27 на 22 апреля. Согласно декрету главы государства, новый состав нижней палаты должен будет собраться 6 июля. Одни из лидеров ФНС М. аль-Барадеи призвал М. Мурси не проводить выборы, так как они могут вызвать хаос и привести к нестабильности в стране.
Нестабильная внутриполитическая ситуация сохраняется в Тунисе. Переговоры о формировании внепартийного правительства технократов 18 февраля завершились безрезультатно, а 19 февраля премьер-министр страны Х. Джебали объявил об уходе в отставку. 22 февраля президент Туниса М. Марзуки утвердил на пост нового главы правительства министра внутренних дел А. Лаарейда, у которого будет 15 дней на то, чтобы сформировать новый кабинет министров. Кандидатуру А. Лараеда выдвинула исламистская партия «Ан-Нахда», обладающая наибольшим количеством мест в тунисском парламенте. Блок оппозиционных партий негативно отнесся к назначению А. Лараеда премьер-министром, считая его кандидатуру очень спорной, и полагая, что этот политик не может стать компромиссным главой правительства, способным урегулировать сложную политическую ситуацию в стране. А. Лаарейд неоднократно подвергался резкой критике за жесткое подавление народных выступлений в Тунисе в бытность главой МВД.
В МАГАТЭ подтвердили, что Иран приступил к масштабному монтажу более современных газовых центрифуг, предназначенных для обогащения урана, на предприятии в Натанзе. Новые установки позволяют ускорить примерно в 3-5 раз процесс обогащения урана, по сравнению с оборудованием, которое до настоящего времени эксплуатировалось иранцами. Кроме того, иранские специалисты недавно вновь начали конверсию урана на заводе в Форду в топливные пластины. Эти работы были приостановлены в 2012 г. Отмечается, что их возобновление способно сгладить обеспокоенность мирового сообщества по поводу ядерных разработок ИРИ, поскольку топливные пластины достаточно сложно вернуть в состояние, при котором используемый в них обогащенный уран можно использовать в военных целях. На минувшей неделе в Тегеране также объявили об открытии нескольких «новых месторождениях урана в прибрежных районах на юге и севере страны». Новые запасы позволят «увеличить иранские резервы урана с 1527 до 4400 тонн». Одновременно иранцы сообщили о «завершении поиска 16 площадок, пригодных для строительства новых АЭС».
23 февраля войска Корпуса стражей исламской революции ИРИ начали на востоке страны в районе городов Керман и Сирджан трехдневные учения «Великий пророк-8», в ходе которых, как это традиционно принято в Иране, будет испытано новейшее вооружение. Кроме того, участники учений отработают приемы ведения асимметричных боевых действий.
На Кипре 24 февраля прошел второй тур президентских выборов. Новым главой государства избран кандидат от оппозиционной правоцентристской партии Демократический сбор Н. Анастасиадис, выступающий за скорейшие договоренности с Евросоюзом и МВФ о кредитах Кипру.
В Бахрейне не прекращаются массовые антиправительственные выступления шиитской оппозиции, часто проходящие под лозунгом «Долой короля Хамада!» Их участники также требуют предоставления народу больших политических свобод, улучшения социального и экономического положения страны. В ходе столкновений с полицией имеются человеческие жертвы. По мнению экспертов, сохранение напряженности в королевстве может серьезно осложнить стартовавший 10 февраля раунд Диалога национального согласия, созванный по инициативе монарха с целью урегулирования внутриполитического конфликта в стране. Лидеры оппозиции отказываются осудить протестные выступления и насильственные действия их участников.
Многотысячные антиправительственные демонстрации прошли 22 февраля в Ираке в провинциях Салах-эд-Дин, Анбар, Найнава и Ат-Таамим, а также в Багдаде Протестные выступления прошли под лозунгом: «Ирак или аль-Малики» — премьер-министр страны. Протестующие также выступают за отмену закона о дебаасификации, который не позволяет бывшим членам правившей при С. Хусейне партии Баас участвовать в политическом процессе. В то же время Н. аль-Малики отказывается обсуждать этот вопрос.
На минувшей неделе Россию с визитом посетил президент Региона Курдистан Ирака М. Барзани, который был принят президентом РФ В. Путиным. Два руководителя обсудили ситуацию в Ираке и регионе, роль российских компаний в реконструкции и развитии Иракского Курдистана.
На прошедшей неделе в Адене — главном городе на юге Йемена сепаратисты, выступающие за восстановление независимости региона, организовали антиправительственные демонстрации. В ходе столкновений с силами безопасности имеются убитые и раненые. В свою очередь, собственную манифестацию провели в Адене 21 февраля сторонники исламистской партии «Аль-Ислах», которые выразили поддержку президенту Йемена М. аль-Хади.
22 февраля в столице Иордании Аммане прошла демонстрация, организованная местными «Братьями-мусульманами». Ее участники требовали ускорения проведения в стране политических реформ после прошедших в январе парламентских выборов. Как известно, сами «братья» эти выборы бойкотировали, считая действующий избирательный закон несправедливым.
На палестинских территориях Западного берега реки Иордан 24 февраля вспыхнули акции протеста, вызванные сообщениями о гибели палестинского заключенного в израильской тюрьме. К протестующим присоединились палестинцы, находящиеся в израильских тюрьмах — примерно 4,5 тыс. человек отказались от приема пищи. В районе Хеврона сотни манифестантов забрасывали камнями израильские военные патрули и блокпосты. Израиль потребовал от палестинских властей прекратить беспорядки.

Приложение

О состоянии сухопутных войск Сирии

 
Политический кризис в Сирии, начавшийся в марте 2011 г., очень скоро принял форму вооруженного противостояния между правящим режимом и его противниками, которое к настоящему времени переросло в полномасштабную гражданскую войну, охватившую большую часть территории страны. Вооруженную борьбу против правительства ведут формирования Сирийской свободной армии, костяк которой составляют бывшие военнослужащие правительственных войск; боевые отряды радикальных исламистских группировок, состоящие преимущественно из зарубежных боевиков, и различные местные вооруженные формирования. Значительные по площади районы на северо-востоке САР контролируют курдские отряды. Общая численность сил мятежников оценивается в 50-70 тыс. человек. Они используют как партизанские формы борьбы, так и тактику подразделений регулярной армии. При этом ставка делается на затяжные, изнуряющие и изматывающие бои, кровавые террористические акты.
Анализ военных действий в сирийской гражданской войне показывает, что для успешного противостояния многочисленным, мобильным и зачастую хорошо подготовленным отрядам противникам режима необходимо иметь крупные силы сухопутных войск, обученные и оснащенные для ведения борьбы против иррегулярных формирований и небольших мобильных подразделений, способные вести бои в городских условиях и в горно-лесистой местности. Очень важную, а зачастую решающую роль играет наличие у солдат и офицеров высокого уровня морально-психологического состояния, степень их лояльности правящему режиму.
Ко времени начала вооруженного противостояния в 2011 г. сирийские сухопутные войска насчитывали 220 тыс. человек. Они были обучены, оснащены и организованы для ведения масштабной оборонительной войны против Израиля. Их основу составляли танковые дивизии, а вооружение было представлено преимущественно советской техникой, поставленной в 1970-1980-е гг. Управление войсками было чрезмерно централизовано. По оценке западных экспертов, командный состав в своем большинстве отличался безынициативностью. Среди высшего офицерства широкое распространение получила коррупция. Большинство личного состава сухопутных войск составляли солдаты срочной службы. В целом подход к военному строительству в САР был ориентирован преимущественно количественные, а не на качественные параметры.
Наиболее хорошо подготовленными и вооруженными соединениями являлись дивизия Республиканской гвардии и 4-я танковая дивизия, дислоцированные в Дамаске и его предместьях с задачей пресечения попыток военного переворота и других силовых выступлений против режима. Эти дивизии укомплектованы в основном выходцами из алавитской общины. Хорошей подготовкой отличались и специальные войска (2 дивизии и 10 отдельных полков). Они также в значительной степени укомплектованы алавитами, а их главной задачей считалась борьба с израильскими танками. Ряд частей спецвойск был обучен действиям в горно-лесистой местности.
Сирийские вооруженные силы, в том числе сухопутные войска оказались не готовы к ведению военных действий против иррегулярных формирований на своей территории. И хотя в соседних странах в последние десятилетия такие конфликты ведутся постоянно, политические и военные руководители в Дамаске фактически игнорировали их опыт и, как представляется, рассчитывали на то, что «такого в Сирии не случится».
Уже первые бои с мятежниками показали, что сирийская армия испытывает острый дефицит вооружения и техники, необходимой для ведения войны против иррегулярных формирований, в том числе в городских условиях. Так, артиллерия не имела высокоточных боеприпасов, отсутствовала автомобильная техника с дополнительной бронезащитой, большинство танков и легкая бронетехника не имели навесной защиты от противотанкового оружия, в войсках почти полностью отсутствовала техника противоминной защиты, не имелось бронированных ремонтно-эвакуационных машин и бронированных машин для подвоза боеприпасов и горючего в боевые порядки, ощущалась острая нехватка современных средств связи, особенно индивидуальных, разведывательной техники. Слабость средств РЭБ не позволила серьезно нарушать связь и управление силами противника. Солдаты и офицеры оказались очень слабо экипированы для ведения боев в городе.
Организационно-штатная структура «тяжелых» танковых и механизированных дивизий оказалась неприспособленной для ведения маневренной войны против небольших мобильных иррегулярных формирований мятежников. В этой ситуации в лучшем положении оказались части спецвойск.
Первоначально военные не имели хорошо продуманной тактики ведения войны против боевиков, успешно применявших рейдовые действия и умело воевавших в городских условиях. Серьезные недостатки выявились в организации взаимодействия между подразделениями различных родов войск, между сухопутными войсками и ВВС. Армия оказалась не в состоянии реализовать свое превосходство в огневых средствах поражения и тяжелой технике, несла значительные потери в людях и вооружении, а в конечном итоге не смогла переломить ход вооруженной борьбы в свою пользу.
Тем не менее, как это бывает во всех войнах, сумел проявить себя ряд инициативных и решительных офицеров, которые отказались от «шаблонного применения силы», имевший эффект «близкий к нулю». Они выработали и успешно применяют новые приемы ведения боевых действий с мятежниками. Процесс адаптации армии к ведению войны в специфических условиях гражданской войны продолжается, но происходит медленно, болезненно, не всегда успешно и, как видится, еще далек от своего завершения. Война наглядно демонстрирует неповоротливость и косность сирийской штабной бюрократии.
Неразрешимой остается проблема ремонта поврежденной в боях и изношенной в результате интенсивной эксплуатации боевой и вспомогательной техники. Имеющаяся ремонтная база не справляется с этой задачей. Ощущается острейший дефицит квалифицированных специалистов-ремонтников, не хватает запчастей, материалов и оборудования. В условиях прекращения поступления тяжелой техники для сухопутных войск из-за рубежа критическая ситуация с ремонтом самым негативным образом сказывается на боеспособности войск, ведет к невосполнимому уменьшению исправного вооружения и техники. Обостряется и проблема обеспечения войск топливом и ГСМ.
Очень сложным делом остается снабжение удаленных блокпостов и гарнизонов. В ряде случаев военнослужащие оставляют занимаемые позиции именно по причине отсутствия снабжения продовольствием, питьевой водой, топливом и боеприпасами. Эксперты подчеркивают, что «в условиях, когда для военного и политического успеха важен непрерывный контроль за пространствами, это — стратегическая проблема».
Однако наиболее острой на сегодняшний день для правительственной армии является проблема нехватки личного состава. Призывная система в значительной степени разрушена, а пополнение армейских рядов происходит в основном путем набора добровольцев из числа сторонников режима, главным образом алавитов и христиан, что явно недостаточно для поддержания штатной численности соединений и частей и восполнения боевых потерь. Ощущается нехватка подготовленных специалистов для использования различных видов вооружения и техники.
Армия в условиях расширения масштабов конфликта вынуждена выделять все больше сил для охраны военных и инфраструктурных объектов, коммуникаций. Тем самым ее силы распыляются, сокращается число частей, привлекаемых к ведению активных операций против боевиков, а более широкое применение авиации и артиллерии не в состоянии компенсировать нехватку пехоты. Дефицит личного состава также не позволяет прикрыть государственные границы, что дает возможность мятежникам получать помощь из-за рубежа. Ситуация осложняется усиливающейся нехваткой частей, которые одновременно являются лояльными режиму и достаточно боеспособными. В этих условиях власти для борьбы с мятежниками все активнее привлекают различные проправительственные вооруженные формирования.
Низким остается моральный дух многих военнослужащих. Продолжается дезертирство солдат и офицеров, их переход на сторону противника. Как показали недавние действия мятежников по овладению важными объектами и населенными пунктами на северо-востоке САР, во многих случаях военнослужащие не оказывали боевикам упорного сопротивления, разбегались или сдавались в плен. Продолжают иметь место случаи передачи оружия и боеприпасов боевикам с армейских складов.
В целом сирийские сухопутные войска пока сохраняют способность к ведению активных действий против вооруженной оппозиции и в отдельных случаях добиваются успеха. Однако силы армии продолжают слабеть, в то время как военные возможности мятежников имеют тенденцию к усилению. dle
Комментарии 0