МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ

Мониторинг СМИ

Международно-правовая оценка действий украинских силовых структур
19.08.2014 · Локальные конфликты и войны

08.08.2014 00:01:00

Вооруженный конфликт в Украине

Международно-правовая оценка действий украинских силовых структур

Иван Котляров

Об авторе: Иван Иванович Котляров – член редколлегии Московского журнала международного права, доктор юридических наук, профессор.

Тэги: украина, вооруженный конфликт

украина, вооруженный конфликт Фото Reuters

Рассматривая ситуацию в Украине через призму норм международного права, следует подчеркнуть, что киевские власти грубо нарушают международные договоры, действующие как в мирное время, так и в период вооруженных конфликтов, участницей которых является Украина.

Прежде всего речь идет об уважении принципа равноправия и самоопределения народов, закрепленного в Уставе ООН (п. 2 ст. 1)1, а также в ст. 1 Международных пактов о правах человека 1966 года (в дальнейшем – Пакты2), в которых отмечается, что «…все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». О праве народов на самоопределение говорится и в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 года. В ней сформулирован принцип, согласно которому «все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава». Более того, в этой декларации указаны пути реализации права на самоопределение: «Создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются способами осуществления этим народом права на самоопределение»3 (курсив наш. – И.К.). Аналогичные положения отражены и в других международных документах4.

В Украине грубо попираются и другие нормы о правах человека – проводится политика геноцида в отношении жителей юго-востока вопреки Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 года5. Также систематически нарушается Пакт об экономических, социальных и культурных правах, гарантирующий: право на справедливые и благоприятные условия труда (ст. 7); право на справедливую заработную плату (ст. 7); право на социальное обеспечение (ст. 9); право на защиту семьи, детей (ст. 10); право на свободу от голода (ст. 11); право на образование (ст. 13), а также Международный пакт о гражданских и политических правах, гарантирующий: право на жизнь (ст. 6)6; право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 9) и другие права.

Именно грубые нарушения прав человека явились причиной массовых протестов населения и дестабилизации обстановки на юго-востоке и в других областях Украины. Вместо проведения мирного диалога с населением о путях выхода из кризиса и разрешения ряда гуманитарных проблем жителей Донбасса киевские власти продолжают военную карательную операцию против сторонников независимости.

Кроме того, Украина в период военных действий на юге-востоке грубо нарушает государственный суверенитет и территориальную целостность России, что выразилось в нападении 14 июня 2014 года на дипломатическое представительство Российской Федерации в Киеве7 в нарушение Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года и в попытке нападения «Правого сектора» на консульство России в Одессе; вооруженные силы Украины бесцеремонно пересекали и обстреливали российскую границу, территория России неоднократно подвергалась артиллерийским ударам8. Так, например, 28 июня 2014 года украинские силовики обстреляли пункт пропуска «Гуково» в Ростовской области. Серьезные разрушения получило помещение таможенного поста. Снаряды попали также в близлежащие населенные пункты на территории России. В связи с этим МИД России заявил решительный протест украинской стороне и потребовал тщательно расследовать случившееся9.

С точки зрения международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, сложившееся военное противостояние в Украине можно охарактеризовать как вооруженный конфликт немеждународного характера, в котором одной стороной являются вооруженные силы Украины, поддерживаемые неформальными вооруженными группами «Правый сектор» и частными вооруженными охранными компаниями (ЧВОК), не имеющими лицензии правительства Украины на участие в военных действиях в составе вооруженных сил, что противоречит ст. 43 Дополнительного протокола I 1977 года10, ст. 17 Конституции Украины от 28 июня 1996 года11, а также ст. 1 Закона Украины «О борьбе с терроризмом», о чем будет сказано ниже. На стороне вооруженных сил Украины воюют также иностранные наемники12, использование которых само по себе является военным преступлением13.

Другой стороной вооруженного конфликта является вооруженное ополчение Донбасса, которое, находясь под ответственным командованием, осуществляет такой контроль над частью территории Украины, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия и применять нормы международного гуманитарного права, что соответствует ст. 1 Дополнительного протокола II 1977 года к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года о защите жертв войны. То есть народное ополчение Донбасса соответствует всем признакам воюющей стороны по международному гуманитарному праву.

Однако власти Украины, не желая вести гражданскую войну по правилам, то есть в соответствии с международным гуманитарным правом, и признавать народное ополчение законной воюющей стороной, дискредитируют ополченцев, называя их «сепаратистами», «террористами», что противоречит, например, Закону Украины от 20 марта 2003 года № 638-IV «О борьбе с терроризмом»14. В соответствии с этим законом «терроризм – общественно опасная деятельность, заключающаяся в сознательном, целенаправленном применении насилия путем захвата заложников, поджогов, убийств, пыток, запугивания населения и органов власти или совершения других посягательств» и др.15  Понятно, что ничего подобного ополченцы Донбасса не совершают. Причем в преамбуле названного закона подчеркивается, что «положения настоящего Закона не могут быть применены в качестве основания для преследования граждан, которые, действуя в пределах закона, выступают в защиту своих конституционных прав и свобод» (курсив наш. – И.К.).

Таким образом, согласно названному закону Украины, деятельность народного ополчения никак не укладывается в понятие «террористическая», что выбивает почву из-под ног у идеологов украинского профашистско-бандеровского режима, цель которого вопреки принципам и нормам международного права любыми методами и средствами подавить борьбу жителей Донбасса – своих соотечественников за права человека, свободу и независимость.

Вооруженные формирования Украины вопреки принципам международного гуманитарного права защиты жертв войны, защиты гражданских объектов в период вооруженных конфликтов, ограничения воюющих в выборе методов и средств ведения войны16 уничтожают мирное население и гражданские объекты Донбасса, чем грубо нарушаются принятые Украиной обязательства, закрепленные в ст. 3, общей для всех Женевских конвенций 1949 года, и Протокол II к ним 1977 года, а также Наставление для командного состава вооруженных сил Украины (Порадник для командного складу Збройных Сыл Украiны17), что выражается в применении таких запрещенных методов, как:

– нанесение ударов по гражданскому населению, отдельным гражданским лицам (включая детей, женщин, стариков, больных, раненых18 – ст. 13 Дополнительного протокола II 1977 года), гражданским объектам (жилым домам, больницам, школам, детским садам, магазинам, энерго- и теплосетям, сооружениям для снабжения питьевой водой, индивидуальному и общественному транспорту и т.п.) Донецка, Славянска, Краматорска, Константиновки, Горловки, Луганска, Лисичанска… и других городов юго-востока, что причиняет огромные жертвы и разрушения, создает обстановку голода среди гражданского населения (ст. 14 Дополнительного протокола II 1977 года19, ст. XXV Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года);

– терроризирование гражданского населения, которое выражается в применении, особенно в ночное время, таких боевых средств, как: бомбардировочная авиация, танки, тяжелая артиллерия (пушки, гаубицы), система залпового огня «Град», последствиями чего являются огромные жертвы, большие пожары и разрушения объектов для выживания людей, что сеет панику, ужас и страх среди мирного населения (ст. 4d; ст. 13 п. 2 Дополнительного протокола II 1977 года20);

– убийство бойцами «Правого сектора» в целях устрашения лиц, вышедших из строя (раненых в больнице под Луганском 23 мая 2014 года), расстрел Нацгвардией солдат-срочников, сложивших оружие и отказавшихся вести братоубийственную войну (ст. 4.2d) Дополнительного протокола II 1977 года21);

– использование в вооруженном конфликте символики ООН22 (ст. 38 Дополнительного протокола I 1977 года23);

– использование в военных действиях против ополченцев Донбасса иностранных наемников, бойцов частных вооруженных охранных компаний, о чем уже было сказано;

– убийство, захват в заложники, пытки российских и иностранных журналистов, несущих правду мировому сообществу о преступных действиях вооруженных структур Украины в процессе ведения военных действий24.

Следует подчеркнуть, что в соответствии с нормами международного гуманитарного права журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, рассматриваются как гражданские лица. И в связи с этим они пользуются защитой как таковые (ст. 79 Дополнительного протокола I25  и ст. 13 Дополнительного протокола II 1977 года) и не должны быть объектом нападения, в отношении них запрещаются акты насилия или угрозы насилием с целью воспрепятствовать выполнению ими своего профессионального долга.

Силовые структуры Украины (формальные и неформальные) вопреки нормам международного гуманитарного права и Наставлению для командного состава вооруженных сил Украины26 проявляют жестокость в отношении мирного населения Донбасса посредством использования таких запрещенных средств ведения войны, как зажигательное оружие против гражданского населения или гражданских объектов27 (Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1980 года и Протокол III к ней28); кассетные боеприпасы (Конвенция по кассетным боеприпасам 2008 года); химическое оружие (Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 года)29. Названные запрещенные методы и средства ведения войны, применяемые вооруженными силами в Украине в соответствии с Женевскими конвенциями о защите жертв войны 1949 года и Дополнительными протоколами к ним 1977 года, являются серьезными нарушениями норм международного гуманитарного права и квалифицируются как военные преступления (ст. 85 п. 5 Дополнительного протокола I 1977 года). Такие действия караются и Уголовным кодексом Украины (с изменениями от 19.06.14), в соответствии с которым «применение средств ведения войны, запрещенных международным правом, другие нарушения законов и обычаев войны… – наказываются лишением свободы на срок от восьми до двенадцати лет». Те же деяния, если они «объединены с умышленным убийством, – наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет или пожизненным лишением свободы» (ст. 438)30.

Массовые нарушения прав человека киевскими властями, подчиненными им вооруженными силами и незаконными вооруженными формированиями, каждодневное и систематическое совершение ими военных преступлений спровоцировали большой поток беженцев31 из украинских городов, находящихся в районе ведения военных действий. По заявлению министра иностранных дел России, на юго-востоке Украины происходит реальная гуманитарная катастрофа32.

В соответствии с нормами международного права лица, совершающие международные преступления, привлекаются к индивидуальной уголовной ответственности национальными или международными судебными органами33. Учитывая эти факты, в Следственном комитете Российской Федерации было создано специализированное управление по расследованию военных преступлений и преступлений против человечности, совершенных на территории Украины.


Примечания:

1 В этом пункте определена одна из целей ООН – «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». См.: Устав Организации Объединенных Наций и Статут Международного суда. – Нью-Йорк: Департамент общественной информации ООН, 2006. С. 5.

2 Имеются в виду Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 года и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года. См.: Действующее международное право в трех томах. Том 2. Составители Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. – М.: МНИМП, 1997. С. 11–39.

3 См.: Действующее международное право в трех томах. Том 1. Составители Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. С. 71.  

4 Так, в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, принятой резолюцией 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи 14 декабря 1960 года, провозглашается, что «все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие» (п. 2). См.: Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 года// Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/colonial.shtml (дата обращения: 14.06.14).

5 См.: Действующее международное право в трех томах. Т. 2. Составители Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. С. 68–71.

6 В результате нарушения данного права под огнем тяжелой артиллерии и военной авиации ежедневно погибают десятки жителей Донбасса: дети (при этом в Конвенции о правах ребенка 1989 года закреплена норма, согласно которой «каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» и государства-участники «обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка» – ст. 6), женщины, старики. Яркий тому пример – уже упоминавшееся массовое уничтожение людей в Одессе.

7 Данный инцидент Российской Федерацией расценивается как «грубейшее нарушение международных обязательств Украины». См. подробнее: Заявление МИД России по ситуации вокруг посольства России в Киеве// Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/BE0640EF4CC54AF844257CF700673414 (дата обращения: 17.06.14). 

8 На 25.07.14 по территории Ростовской области было выпущено около 40 артиллерийских боеприпасов, есть погибшие и раненые. http://izvestia.ru/news/574396 (дата обращения: 25.07.14).

9 В нем говорится, что российская сторона заявляет решительный протест в связи с подобными провокациями украинской стороны, которые грубо нарушают основополагающие принципы международного права. Следственный комитет России по данному факту возбудил уголовное дело по статье «Покушение на убийство двух или более лиц, совершенное группой лиц общеопасным способом». См. подробнее: Москва потребовала от Киева наказать виновных в обстреле российского пограничного пункта// Интерфакс. URL: http://www.interfax.ru/russia/383147 (дата обращения: 28.06.14).

10 В этой статье определено, что лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персонала), являются комбатантами, то есть они имеют право принимать непосредственное участие в военных действиях (курсив наш). В кн.: Действующее международное право в трех томах. Том 2. Составители Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. С. 756.

11 В ней говорится, что «на территории Украины запрещается создание и функционирование каких-либо вооруженных формирований, не предусмотренных законом». Конституция Украины от 28 июня 1996 года № 254к/96-ВР (в редакции законов Украины от 08.12.04 № 2222-IV, 01.02.11 № 2952-VI, 19.09.13 № 586-VII, 21.02.14 № 742-VII)// Законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=8689 (дата обращения: 28.06.14).

12 Определение «наемник» закреплено в таких международных соглашениях, как Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года о защите жертв войны (ст. 47), а также Конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 года (ст. 1). 

13 Так, в ст. 2 Конвенции о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников 1989 года отмечается, что «Любое лицо, которое вербует, использует, финансирует или обучает наемников… совершает преступление…», а в п. 1 ст. 3 дается квалификация действий самого наемника: «Наемник… который непосредственно участвует в военных или совместных насильственных действиях, в зависимости от обстоятельств, совершает преступление…». См.: Действующее международное право в трех томах. Том 2. Составители Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С. С. 179.

14 Закон Украины «О борьбе с терроризмом» от 20 марта 2003 года (в редакции законов Украины от 31.05.05 № 2600-IV, от 15.12.05 № 3200-IV, 14.04.09 № 1254-VI, от 16.02.10 № 1900-VI, 18.05.10 № 2258-VI, 07.10.10 № 2592-VI, 21.04.11 № 3266-VI, 16.10.12 № 5461-VI, 20.11.12 № 5502-VI, 04.07.13 № 406-VII, 13.03.14 № 877-VII)// Законодательство стран СНГ. URL:http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=16885 (дата обращения: 20.06. 14).

15 И далее: «террористическая деятельность – деятельность, которая охватывает: «планирование, организацию, подготовку и реализацию террористических актов; подстрекательство к совершению террористических актов, насилию над физическими лицами или организациями, уничтожению материальных объектов в террористических целях; организацию незаконных вооруженных формирований, преступных группировок (преступных организаций), организованных преступных групп для совершения террористических актов, равно как и участие в таких актах» (Ст. 1 Определение основных терминов). См.: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=16885 (дата обращения: 20.06.14)

16 Нормативное отражение названного принципа впервые было выражено в формуле: «воюющие не пользуются неограниченным правом в выборе средств нанесения вреда неприятелю» (ст. ХХII Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны от 18 октября 1907 года). Дальнейшее развитие он нашел в Дополнительном протоколе I к Женевским конвенциям 1949 года о защите жертв войны: «право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным» (ст. 35). 

17 См.: Право вiйны. Порадник для командного складу Збройных Сыл Украiны. Мiнiстерство оборони Украiны. Тасis: 1998. С. 17–23, 45–46, 58–59, 61–62.

18 Комментарий МИД России о жертвах среди мирного населения востока Украины// Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/newsline/4DEC8A2F4A83316744257D0803B6A (дата обращения: 23.06.14).

19 Эта статья запрещает использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения военных действий, подвергать нападению, уничтожать, вывозить или приводить в негодность объекты, необходимые для выживания гражданского населения, такие как запасы продуктов питания, производящие продовольствие сельскохозяйственные районы, посевы, скот, сооружения для снабжения питьевой водой и запасы последней, а также ирригационные сооружения. 

20 В соответствии с нормами международного гуманитарного права «гражданское население как таковое, а также отдельные гражданские лица не должны являться объектом нападения. Запрещаются акты насилия или угрозы насилием, имеющие основной целью терроризировать гражданское население». 

21 Международным гуманитарным правом запрещаются «акты терроризма» и угрозы их совершения.

22 По словам Чуркина – постоянного представителя РФ при ООН и в Совете Безопасности ООН, имеются многочисленные свидетельства СМИ и видеоматериалы об использовании ВВС Украины вертолетов с ооновской символикой. Последний такого рода случай, сообщил он, был зафиксирован 26 мая в небе над Луганской областью. См. подробнее: Чуркин призвал ООН отреагировать на боевые вертолеты Украины с символикой организации// РБК. URL: http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20140529005800.shtml (дата обращения: 29.06.14).

23 Запрещение использования без разрешения эмблемы и формы ООН закреплено в военных уставах и наставлениях, которые применимы или применялись во время немеждународных вооруженных конфликтов». По законодательству многих государств (Австралии, Германии, Италии, Колумбии, Югославии) нарушение этой нормы является преступлением во время любого вооруженного конфликта. См.: Хенкертс Ж.-М. и Досвальд-Бек Л. Обычное международное гуманитарное право. С. 272.   

24 Украинские силовики снова взяли в заложники журналистов. Это подтвердили в российском МИДе. Минувшей ночью пропала связь сразу с двумя съемочными группами – телеканала Russia Today и новостного агентства Анна-news. Причем один из задержанных журналистов – гражданин Великобритании, стрингер Russia Today Грэм Филлипс.  http://www.vesti.ru/doc.html?id=1828534&cid=9 (дата обращения: 23.07.14).

25 В 1996 году Комитет министров Совета Европы подтвердил значимость статьи 79 Дополнительного протокола I, «который оговаривает, что журналисты должны считаться гражданскими лицами и пользоваться защитой в качестве таковых». Комитет министров указал, что «это обязательство применяется и в отношении немеждународных вооруженных конфликтов». См.: Хенкертс Ж.-М. и Досвальд-Бек Л. Обычное международное гуманитарное право. С. 150. 

26 См.: Право вiйны. Порадник для командного складу Збройных Сыл Украiны. Мiнiстерство оборони Украiны. Додаток перший. С. 58, 112–113.  

27 См. подробнее: Ополчение: силовики обстреляли Славянск зажигательными бомбами. МИД РФ обвинил Киев в применении запрещенного оружия//  NEWSru.com. URL: http://ria.ru/world/20140519/1008457553.html (дата обращения: 22.06.14).

28 Практика государств устанавливает эту норму в качестве нормы обычного международного права, применяемой во время как международных, так и немеждународных вооруженных конфликтов. Этот вывод также подтверждается отсутствием разногласий при обсуждении распространения сферы действия Протокола III на немеждународные вооруженные конфликты в 2001 году, который с тех пор уже вступил в силу. См.: Хенкертс Ж.-М. и Досвальд-Бек Л. Обычное международное гуманитарное право. Нормы. С. 369.

29 30 июня 2014 года поступила информация о том, что украинские силовики вновь применяют химическое оружие в окрестностях Славянска, сообщает корреспондент Moscow Post со ссылкой на местные СМИ. Российский МИД уже выступил с резкой критикой действий украинских военных. Украинские силовики вновь использовали химическое оружие?// Общероссийская общественно-политическая электронная газета Moscow Post. URL: http://www.moscow-post.com/in_world/ukrainskie_siloviki_vnov_ispolzovalie_oruzhie (дата обращения: 30.06.14).

30 http://meget.kiev.ua/kodeks/ugolovniy-kodeks/razdel-1-20/ (Дата обращения: 26.07.14).

31 С начала вооруженного конфликта в Украине российскую границу пересекли более 730 тыс. беженцев. НТВ, 05.08.14. 

32 «Гуманитарная катастрофа налицо. Кто оказывается в России, рассказывает, как страдают женщины, старики, дети. Просили Киев доставить гуманитарную помощь – ответили, все ваше продовольствие и медикаменты отправьте в Крым. Думаю, не нужно объяснять, как это цинично. Будем формулировать конкретные предложения сформировать гуманитарную миссию для юго-востока Украины. Больше закрывать глаза на гуманитарный характер потребностей было бы преступно», – считает глава российского МИДа. http://www.vesti.ru/doc.html?id=1855805 (дата обращения: 31.07.14).

33 Например, Римский статут Международного уголовного суда 1998 года. Документ ООН A/CONF. 183/9 от 17 июля 1998 года. Статут вступил в силу 1 июля 2002 года. Его участниками являются свыше 120 государств. Россия подписала, но не ратифицировала Статут. 

Комментарии 0