МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ

Исламский терроризм

КРИЗИС ТРАДИЦИОННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
24.02.2017 · Исламский радикализм
<!-- [if gte mso 9]>

 КРИЗИС ТРАДИЦИОННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ       

 

                

      Нынешние границы ближневосточных государств были проведены по границам прежних протекторатов и являются в значительной степени искусственными. Это стало одной из причин того, что сегодня в регионе существует много слабых и неустойчивых государств, а также территорий, управляемых негосударственными структурами. Для региона характерны почти неразрешимые проблемы нацстроительства, фрагментированность социумов и неразвитость институтов государства. Кризис той модели государственности, что была построена по примеру метрополий, с элементами западной демократии, зачастую декларативной, подталкивал к поиску альтернативных путей политической организации. Первыми «ласточками» стали ХАМАС и «Хизбалла», которые на подконтрольных территориях фактически брали на себя функции государства, предоставляя услуги в сферах образования, здравоохранения, управления. Соответствующие формы общественной и политической самоорганизации мусульман оказались весьма действенными, а в случае «Хизбаллы» – способными не только конкурировать со слабым ливанским государством, но и противостоять силовой машине израильского государства. Однако и они не в состоянии стать реальной альтернативой государственности. Например, ливанская «Хизбалла» в силу своей конфессиональной ограниченности не может восприниматься в качестве альтернативного проекта суннитской и христианской общинами этой страны. ХАМАС, при декларировании приверженности исламским ценностям тем не менее пытался ориентироваться на ценности демократии и пришел к власти посредством демократических выборов. Исламистами салафитского толка такой подход воспринимается как чуждый исламским ценностям.

РАССЕЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН В РОССИИ

    Неожиданный и взрывной взлет популярности «Исламского государства»  полезно рассматривать в подобном контексте поисков альтернативы традиционной государственности на Ближнем Востоке. «ИГ» берет на вооружение не какую-то реальную модель государства в мусульманском мире, а ту, не исходящую из политической реальности концепцию, которая развивалась в трудах исламских правоведов. Она рисует идеальное «справедливое государство» по Корану и предлагает объединить в национальное государство не нацию, а умму, то есть сообщество верующих. Именно поэтому не имеет смысла рассматривать ИГ как государство в современном понимании. ИГ – это «даула» (арабск. обозначение государства). «В классический период истории ислама, к которому и обращен творческий дух ИГ, даула означало прежде всего династию, но никогда территорию. Даула – образование изначально временное и довольно гибкое, оно нетерриториально, а суверенитет не является его характеристикой, потому что, принадлежа Аллаху, он делегируется Аллахом умме и только от уммы передается имаму, а от него – правителям более низкого ранга. В результате даула представляет собой некую политию, или потестарную систему, в принципе многоуровневую и способную организовываться по сетевому принципу.

     В СМИ и политической литературе используются также аббревиатуры ИГИЛ и ДАИШ (в соответствии с предыдущим названием организации – первая аббревиатура на русском языке, вторая – русская транслитерация арабского названия; ИГИЛ – «Исламское государство Ирака и Великой Сирии (Леванта)», ДАИШ – «ад-Даулат аль-Исламийя фи-ль-Ирак ва-ш-Шам»). Таким образом, ИГ нашла оптимальную формулу легитимации среди суннитского населения Ближнего Востока, а также некоторых других регионов, потому что еще одним инструментом политического влияния ИГ является присяга на верность «халифу», которым на данном этапе является Абу Бакр аль-Багдади. В такой форме ИГ присутствует на тех территориях, на которых ему удалось получить присягу от лидеров местных боевиков или даже от отдельных боевиков – для него больше важна лояльность, чем контролируемая территория.

   Противодействию  ИГИЛ среди русских мусульман следует рекомендовать:

 1. Регулярно проводить  встречи, совещания, семинары, круглые столы и привлекать к участию в них всех заинтересованных специалистов, лидеров общественных, в том числе молодежных организаций, государственных деятелей, руководителей религиозных конфессий.

 2. Органам государственной власти, образовательным и научным ведомствам, учреждениям культуры усилить внимание к вопросам профилактики экстремизма и терроризма и с этой целью вести широкую и последовательную пропаганду ненасилия, высокой нравственности, эстетических ценностей, создавать условия для дополнительного образования, организовывать специальные курсы, мероприятия, акции.

 3. Руководителям высших учебных заведений обратить особое внимание на необходимость организации эффективной профилактической работы профессорско-преподавательского состава, сотрудников психологических служб институтов и университетов по предупреждению деятельности вербовщиков террористических и экстремистских организаций в отношении студенческой молодежи.

 4. Шире использовать возможности традиционных конфессий, — ислама, христианства, иудаизма, буддизма для профилактики экстремизма и терроризма, для воспитания молодежи и формировании в её сознании устойчивых представлений о вреде террористической деятельности и экстремизма.

 5. Средствам массовой информации чаще обращаться к теме профилактики негативных социальных недугов, с учетом достижений гуманитарных наук – педагогики, психологии, культурологии, теологии. На регулярной основе проводить документальные журналистские расследования, рассказывающие о мрачной стороне религиозного экстремизма, разоблачать нравственную распущенность религиозных экстремистов (работорговля, превращение девушек и молодых женщин в секс-рабынь). Рассказывать об источниках доходов экстремистских организаций.

 6. Правоохранительным органам, с целью недопущения вербовки молодежи в ряды международной террористической организации ИГИЛ, на систематической основе осуществлять мониторинг социальных сетей Интернета, привлекая при необходимости в качестве экспертов руководителей религиозных организаций и религиоведов.

 7. Представителям органов власти всех уровней, общественным и политическим деятелям, журналистскому сообществу указать на недопустимость отождествления в своей публичной деятельности ислама как мировой религии, с теми радикальными и маргинальными группировками и организациями, которые используют религию в качестве инструмента для извлечения экономической выгоды или политического господства.

 8. Повышать роль мусульманских религиозных организаций в распространении традиционных исламских ценностей, их сохранения и обогащения с учетом высоких принципов российской культуры и взаимообогащении культур на Евразийском пространстве. Содействовать сохранению и расширению применения национальных языков как средства общения, осуществления деятельности руководителей мусульманских религиозных организаций.

 9. Повышать роль медресе (исламских университетов) в жизни российского общества на основе улучшения качества исламского образования.

10. Руководителям религиозных мусульманских общин (имамам мечетей): - практиковать специальные пятничные проповеди, обращенные к молодежи, помогающие им правильно оценивать окружающие явления, пагубность экстремизма и терроризма; - вести более активную работу на местах. Имамам мечетей необходимо добиться такого уровня работы, что каждый житель села или города (мусульманин) знал, что с любым вопросом он может обратиться в мечеть, а не искать ответы в интернете; - активно проводить профилактические беседы с прихожанами, посещающими мечети, а также при посещении имамами мероприятий на дому; - вести страницы в интернет-сообществе («ВКонтакте» и др.), оперативно выкладывать новости, интересные заметки по вопросам религии, освещать работу имама. Большинство ушедших в ИГИЛ были завербованы именно через интернет, поэтому задача имамов – освоить интернет- пространство, знать его, чтобы быть конкурентоспособными любым вербовщикам.

 11. Рассмотреть вопрос о возможном распространении в других странах практики Духовного управления мусульман Республики Казахстан об общей тематике пятничных и праздничных проповедей для формирования единого пространства мусульманских религиозных организаций; 12. Создать системы широкого религиоведческого и гражданского просвещения, которая формировала бы позитивное отношение к мусульманскому сообществу, уважение к его ценностям и наследию как части культурно-исторической и духовной жизни России.

 

<!-- [if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE <!-- [if gte mso 9]> <!-- [if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}
Комментарии 0