МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ

Исламский терроризм

ИГИЛ в Африке и Юго-Восточной Азии
25.08.2016 · Террористические организации
<!-- [if !mso]> v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);}

ИГИЛ в Африке и Юго-Восточной Азии:


Террористы  в Тунисе. Причины роста их интереса к этой стране.

   Большая часть мира рассматривает «Жасминовую революцию» 2011г. в Тунисе как одиночную историю успеха в череде прокатившихся в ходе «Арабской весны» переворотов. Ведь, якобы, страна не переживала кровопролития, случившиеся в других арабских странах, в которых сменился режим. Тут все забывают про наемные убийства активистов различных светских партий на фоне усиления активности происламистских партий уже после свержения Бен Али.

    Не все так радужно в Тунисе ,как «поют» либералы ;  в почти одиннадцатимиллионной стране безработица находится на уровне 15 % и треть безработных это выпускники высших учебных заведений. Более того, множество молодых людей не женаты. И тот и другой факторы являются благодатной почвой для вербовки террористических организаций, таких как « Исламское государство» и « Ансар аль-Шария».

    Экономические проблемы привели к забастовкам. В 2015 году 64000 учителей вышли протестовать на юге Туниса.  14 января 2016 г, Ридха Яхйауи, молодой человек из г. Кассерин, покончил с собой, отчаявшись из-за своего тяжелого экономического положения. В течение следующих двух дней, протесты в знак солидарности с Яхйауи распространились на близлежащие города Силиана, Кайруан и Сиди Бузиде, именно там, где в декабре 2010 года, уличный торговец Мохаммед Буазизи осуществил самоподжег (его поступок стал причиной протестов в Тунисе, вызвавшими вскоре переворот и свержение президента Бен Али).

   Демонстрации распространились на 16 губерний и, в конечном итоге, в столицу Туниса. 16 января, после дня столкновений, правительство объявило комендантский час (недавно он был отменен).

   Тунис занимает второе место по числу иностранных боевиков на душу населения, после численности ИГИЛ в Ираке и Сирии. Тунисское ответвление группировки добилось значительных успехов в Ливии, проводя вылазки через границу с Тунисом, и обеспечивая более удобную тренировочную базу для потенциальных тунисских новобранцев. От 3000 до 4000 тунисцев присоединились к ИГИЛ. В октябре 2015 г. Министерство внутренних дел Туниса заявило что, от 450 до 500 джихадистов вернулось в страну, треть из них впоследствии была заключена в тюрьму.

    Тунис привлекает террористов  для  пополнения своих рядов по трем причинам.

- Во-первых, тюрьмы страны переполнены на 40% мощности. Кроме того среди лиц, находящихся в тюрьмах велико число осужденных за терроризм, а радикальные идеи в изолированной среде распространяются быстрее.

- Во-вторых, хотя в Тунисе не смотря на светскую линию власти сильно распространен ислам.

- В-третьих, это высокий процент безработицы. И даже те, у кого есть рабочие места, в основном имеют низкие доходы.

   Есть еще одна немаловажная причина усиления активности ИГИЛ в Тунисе - относительная близость государства к Европе. Именно отсюда может развернуться новый плацдарм для террористических атак на страны европейского континента. Ведь не зря же, ИГИЛ захватило перво-наперво прибрежную часть другого соседнего государства - Ливии.

 

   В последний год отмечается  расширение сотрудничества  между группами боевиков Аль-Каиды и ИГИЛ в Северной Африке в регионе Сахеля(пояс, охватывающий территории от Сенегала до Эритреи).

Расширение взаимодействия позволило исламистским организациям укрепить силы и наростить численность в регионе. Так, ИГИЛ усилило свои позиции в Ливии, Боко Харам стал более опасным в районе озера Чад, Аль-Каида в странах исламского Магриба (АКИМ), ничего не боясь, все чаще совершает асимметричные нападения на городские объекты государств Сахеля.

  Другие исламисткие группировки всех мастей все шире развивают свою деятельность в Северной Африке и Сахеле, и их связь с Аль-Каидой и ИГИЛ становятся все более взаимосвязанной. Так, основные группировки - Ансар-ад-Дин, аль-Мирабитун, АКИМ, MUJAO - занимают территорию на севере Мали, имеющую выход к побережью Западной Африки. Аль-Мирабитун и MUJAO (Движение за единство и джихад в Западной Африке) это отколовшиеся части Аль-Каиды. Даже Ансар-ад-Дин подозревается в связях с региональным филиалом Аль-Каиды.

   Важно отметить что частые дробления исламистских групп не коим образом не повлияли на тенденцию их ситуационного объединения.

   Кроме вышесказанного, надо сказать, что АКИМ действует в севере Алжира вместе с отколовшейся от нее Джунд аль-Халифат, базирующейся в горной центрально-восточной части государства, которая в свою очередь присягнула ИГИЛ в 2014 году. Боко Харам, также присягнувшая ИГИЛ в 2015 году, базируется в северо-восточной Нигерии, а также орудует на обширной площади вокруг озера Чад, там где сходятся границы Нигерии, Нигера, Чада и Камеруна. От Боко Харам успела отколоться Ансару - группировка в северо-центральной части Нигерии.  В Ливии, ИГИЛ укрепило позиции за счет фактического безвластия, захватив прибрежный город Сирт. Группировка также образовала филиал на Синайском полуострове Египта, когда другая группировка - Ансар Байт аль-Макдис присягнула аль-Багдади.

    Перед присягой на верность Исламскому государству, члены Боко Харам тренировались в регионе Сахеля совместно с боевиками АКИМ с 2006 до 2013 г. На данный момент Боко Харам ищет выход на другие проигиловские объединения, дальше на север, для выхода за пределы границ Нигерии. Исламисты из Боко Харам выезжали из северо-восточной Нигерии для вступления в ряды ИГИЛ при боестолкновениях в Ливии вначале 2016 г.

     На Западе , эксперты по терроризму были удивлены , что АКИМ работает в тесном контакте с ИГИЛ в Ливии, ведь речь идет о враждующих, соперничающих объединениях.

     Аль-Каида и ИГИЛ имеют общие цели создания исламского халифата, введения радикальной версии шариата, и они имеют общего врага: Запад и его союзников. Но при этом они находятся в конкуренции за ресурсы, людей и территории.

   В отличие от Аль-Каиды и Исиды на Ближнем Востоке, некоторые из группировок в  Африке работают вместе. Есть  признаки сотрудничества между исламистскими группировками в регионе. Общие интересы, прозрачные границы и расширение вакуума безопасности позволяет некоторым из этих организаций  сформировать свободные партнерства,  но их идеологические разногласия и обширность региона, в конечном счете предотвращают  их объединение.

  Кроме того, АКИМ действует на севере Алжира в то время как отколовшаяся группа под названием Джунд аль-Халифат, который присягал на верность Исиде в 2014 году, базируется в горной восточно-центральной области страны. Боко Харам, которая клялись в верности Исиде в 2015 году, базируется на северо-востоке Нигерии, а также опустошает большую районе озера Чад, где границы Нигерии, Нигера, Чада и Камеруна встречаются. В то же время, Ansaru, отколовшаяся группа Боко Харам, работает в северо-центральной части Нигерии. И в Ливии, ИГИЛ  укрепил свои позиции за счет использования вакуума власти в североафриканской стране и захватил прибрежный город Сирт.  «Исламское Государство»  также имеет присутствие на Синайском полуострове в Египте, где члены Ансар аль-Bait Макдис приняли присягу на верность лидеру  Абу Бакр аль-Багдади и сформировали боевую группу в  провинции Синай ,в 2014 году.

    В прошлом году, Боко Харам имеет увеличили атаки за пределами северо-восточной границы Нигерии в соседний Нигер, Чад и Камерун.  АКИМ  недавно взяла на себя ответственность за нападение, в результате которого  30 человек погибли в прошлом месяце в столице Буркина-Фасо, который граничит с южной Мали и Нигер. Поскольку эти регионы становятся все более неустойчивыми, ухудшение вакуума безопасности позволило также усилить конкуренцию  между группами.

 

   ISIS начало работать  как ответвление Аль-Каиды в Ираке более десяти лет назад и ребрендинг себя как ISIS в 2006 г. Теперь, суннитская экстремистская группировка контролирует участки территории на Ближнем Востоке, простирающейся от северной Сирии до центральной части Ирака, и ее бывшие союзники отреклись от  нее. Аль-Каида официально объявила о своем отделении от исламского государства группы в феврале 2014 года после нескольких месяцев междоусобицы. Тем более  удивительно,  что АКИМ работает в тесном сотрудничестве с Исидой в Ливии. Филиалы двух террористических организаций сотрудничают в том же районе. Аль-Каида и ISIS имеют общую цель создания исламского халифата  по правилам  строгой версии шариата и у них есть общий враг: Запад и его союзники. Но они заперты в конкуренции за ресурсы  и эксплуатационные пространства. Существуют также фундаментальные различия между этими двумя группами.

   Руководство Аль-Каида рассматривает создание халифата в качестве долгосрочного проекта и видит реализацию законов шариата как медленный процесс, в отличие от Исиды и ее дочерних компаний, которые объявили халифаты быстро. Аль-Каида в большей степени ориентирован на проведение зрелищных нападений, как 11 сентября 2001 года, террористических актов в Соединенных Штатах, а не захват территории. Группа традиционно полагались на донорское финансирование в то время как Исида в большей степени зависит от незаконной деятельности, таких как продажи нефти на черном рынке. ISIS также более жестоки, чем Аль-Каида, и он использует крайнее насилие, чтобы привлечь внимание и привлечь последователей, тактика Аль-Каида избегали.

    Хотя вполне возможно, что стратегические альянсы фактически формирующиеся среди африканских ветвей Исида и Аль-Каиды, носят временный характер. Обширность региона позволит предотвратить потенциальный альянс между АКИМ и Исидой в Ливии от расширения филиалов  дальше на юг, а также их расхождения по идеологии и тактике,- в конечном счете это разделит их.

   Итогом может быть вывод о том, что непокорная до недавнего времени, Аль-Каида как малая часть может прогнуться под огромную часть Исламского государства в скором времени. Начнется это, как мы видим, скорее всего, с Африканского континента, где уже имеются такие предпосылки.

 

Террористы в Юго-Восточной Азии

     Сейчас, с планомерным выдавливанием террористов ИГИЛ из Сирии, одновременно возникает вопрос: куда будут мигрировать толпы боевиков и что они будут предпринимать далее? Конечно, и недавние теракты в Бельгии, и прошлогодние во Франции, показали, что исламисты просачиваются в Европу для активной дестабилизации стран этого континента. Но для совершения подобного рода акций не требуется такое колоссальное количество радикалов, какое мы наблюдали и наблюдаем на сирийской территории. И только ли исламисты стоят за взрывами в Европе? Или здесь замешан целый список местных и других, мировых, спецслужб?

   Затронем  восточное направление, которое тоже не надо оставлять без внимания. Это и вечно неспокойный Афганистан ,и сердцевина Индокитая - Бангладеш.

   Именно раскрытием картины деятельности террористов на Юго-Восточном фронте далее попытаюсь продолжить свои наблюдения и анализ статьи.

    Одними из первых, посыпавшихся новостей, касающихся ИГИЛ в Юго-Восточной Азии, были сводки из Малайзии и Индонезии. Так, в сентябре 2015 г. полиция Малайзии предотвратила теракты в Куала-Лумпуре. Правоохранители раскрыли заговор экстремистов, которые планировали взрывы в коммерческо-туристическом квартале столицы. Власти также предотвратили попытки исламистов попасть в военные части с целью захвата оружия. В декабре прошлого года в Малайзии арестовали 130 человек по подозрению в работе на ИГИЛ . В начале марта СМИ сообщали о предотвращении похищения премьер-министра страны Наджиба Разака джихадистами. А  в Малайзии были арестованы 13 человек, подозреваемых в связях с ИГИЛ.

   Так или иначе, мы видим как активно и как быстро попытались нарастить игиловцы свою экспансию в отдельном государстве. И лишь разрозненность ячеек и грамотное обезвреживание властями «тлеющих фитилей» помогает удерживать ситуацию. Наряду с Малайзией целями исламистов оказались Индонезия ,Филиппины, Таиланд...

 

   Октябрь 2002 года, о. Бали - в результате взрывов трех бомб были убиты 202 человека, а 209 получили ранения.

   С этого крупнейшего теракта начинается череда атак и терактов на территории Индонезии, продолжающихся и по сей день.

   В августе 2003 года террорист-самоубийца взорвал у ресторана, расположенного на территории гостиничного комплекса Marriott, грузовик с взрывчаткой, бензином и — для большей убойной силы — гвоздями. В результате погибли 12 человек, около 150 получили ранения.

   9 сентября 2004 г. прогремел мощный взрыв у въезда в расположенное в центре Джакарты посольство Австралии. Эхо взрыва, который оставил воронку глубиной в три метра, было слышно за 15 километров. Погибли 11 человек, среди них охранник посольства и четверо индонезийских полицейских.

    1 октября 2005 года на индонезийском острове Бали произошло несколько взрывов. Первый взрыв прогремел в курортном местечке Джимбаран в одном из ресторанов прямо на берегу Индийского океана. Через несколько минут там же прогремел еще один взрыв, за которым последовали еще два взрыва в популярном среди туристов городке Кута на центральной площади. Были разрушены первый и второй этажи ресторана "Раджа", повреждены здания соседних магазинов. Погибли 25 человек, ранены более 100.

   17 июля 2009 года два взрыва с интервалом примерно в 5 минут прогремели в столице Индонезии у фешенебельных отелей RitzCarlton и Marriott. В результате теракта погибли девять человек, 50 получили ранения. При взрывах пострадали 13 иностранных граждан.

   Апрель 2011 г.- Джакарта, Индонезия - террорист-смертник взорвал себя во время пятничной молитвы в мечети штаб-квартиры полиции города Чиребон, при этом ранив десятки человек.

 

   25 сентября 2011 года взрывное устройство сработало в протестантской церкви в индонезийском городе Соло на острове Ява. Взрыв осуществил террорист-смертник. Бомба взорвалась после окончания службы. Полиция подтвердила гибель преступника и троих прихожан. По словам очевидцев, от взрыва ранения получили десятки человек.

   5 августа 2013 года взрывное устройство малой мощности взорвалось в буддистском храме в столице Индонезии Джакарте. В момент взрыва в помещении храма находились несколько человек, один из которых получил ранения. Взрыв нанес минимальные повреждения зданию, поскольку устройство находилось снаружи храма и имело небольшую мощность. Полиция обнаружила также второе взрывное устройство, которое не сработало.

    В начале 2015 года в пригороде Джакарты была совершена неудачная попытка теракта в торговом центре. В качестве взрывчатки была использована хлорная бомба (их используют в терактах, совершенных ИГ), которая до этого никогда не применялась в Индонезии.

    8 апреля 2015 года взрыв прогремел на рынке Танах-Абанг в центре индонезийской столицы Джакарты. Четыре человека получили ранения. Причиной взрыва стало срабатывание самодельной бомбы.

   В январе 2016 года в столице государства также была проведена серия терактов. В результате них погибло 17 человек. Среди погибших и пострадавших огромное количество представителей западных государств.

   После недавних терактов индонезийские мусульмане развернули в социальных сетях кампанию , по осуждению ИГИЛ. Они использовали хэштег #KamiTidakTakut - на английском языке, #WeAreNotAfraid.

   Индонезия одна из крупнейших стран региона с населением более 250 миллионов человек. Более 80 процентов из них являются мусульманами. Это государство с самой большой долей мусульманского населения в мире. Это обстоятельство является благоприятным для ИГИЛ в плане широкого продвижения своей идеологии. На территории государства уже давно орудуют исламисты разных мастей.

Среди них:

- Джемаа Исламия (Jemaah Islamiyah) - самая крупная террористическая организация в регионе. Особую известность получила после взрыва ночного клуба на о. Бали, при котором погибло 202 человека.

- Джамаа Аншарут Таухид (Jamaah Ansharut Tauhid) - отделившаяся от Джемаа Исламия экстремиская организация. Также ведет террористическую деятельность в регионе.

- Муджахидин Индонезия Тимур (Mujahidin Indonesia Timur) - самая опасная террористическая организация в Индонезии, поддержавшая деятельность ИГИЛ.

    Ситуация усугубляется рядом факторов:

- Индонезийские силы безопасности «скованы» отсутствием адекватного законодательства - тот, кто намеревается присоединиться к ИГИЛ или призывает к экстремистским  действиям в Индонезии - не преступник, и арестовать его можно только после осуществления теракта.

- Три потока террористов союзничающих между собой: потенциальные террористы, которые не могут быть арестованы; освободившиеся заключенные, осужденные по делам, связанных с терроризмом; и джихадисты, которые возвращаются из Сирии и Ирака, которых нельзя задержать по индонезийским законам.

Все эти потоки образуют гремучую смесь.

   Именно поэтому Индонезия отводится роль одного из главных звеньев (причем замыкающего) большой исламистcкой дуги на продолжении дуги Большого Ближнего Востока.

<!-- [if gte mso 9]> <!-- [if gte mso 9]> Normal 0 false false false false RU X-NONE X-NONE <!-- [if gte mso 9]> <!-- [if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin;}
Комментарии 0