МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ

Исламский терроризм

Дети на службе ИГИЛ
28.03.2017 · Смертники

Дети на службе ИГИЛ: почему для радикалов ребенок намного эффективнее взрослого

17:50  27 Марта 2017
12898

Дети на службе ИГИЛ: почему для радикалов ребенок намного эффективнее взрослого

Дети на службе ИГИЛ: почему для радикалов ребенок намного эффективнее взрослого Федеральное агентство новостей /
 

Процесс постепенного, но неумолимого сокращения контролируемой «Исламским государством»* (террористическая организация, запрещенная в РФ) территории высветил массу чудовищных и бесчеловечных практик, используемых ИГ* на захваченных ею землях Сирии и Ирака. 

Одним из самых страшных сюжетов, последствия которого миру еще предстоит осознать, является использование детей в качестве живого оружия в этой изнурительной и тотальной войне.

Несовершеннолетние палачи и живые бомбы

Впервые о детях-террористах как об оружии в войне ИГ со всем миром заговорили летом 2016 года. Тогда игиловцы сами выложили в интернет видео, запечатлевшее массовую казнь пленников с использованием детей в качестве палачей. 

 

Надо сказать, что такие сюжеты и ранее попадали в Сеть, однако на них все-таки были запечатлены единичные казни, да еще и осуществляемые при контроле со стороны взрослых. На видео же, опубликованном в августе 2016-го, мы увидели совсем иную картинку — пятеро подростков, некоторым из которых, судя по всему, не исполнилось и 14 лет, сами без запинки зачитали текст приговора, после чего вытащили пистолеты и совершили казнь пятерых заключенных.

Следующий пропагандистский ролик, который был также опубликован самими террористами, рассказывал о внутренней кухне целой фабрики по подготовке «живых снарядов». В нем был показан быт и учения целого подразделения армии ИГ — так называемых «Львят Халифата». Это уже был не просто краткий репортаж о казни, но качественно снятый с нескольких камер и с чистым звуком, отрежиссированный и снабженный сюжетными линиями фильм. Вот только сюжетом было показано все то же самое — то, как 6–10-летним детям качественно промывают мозги, превращая их в смертников и убийц.

Подготовка «Львят Халифата» шла — да и идет поныне — по полной программе любого военного училища: военная практическая и теоретическая подготовка, физическая подготовка, ночные занятия, идеологическая накачка и втолковывание радикальной версии Корана. Кроме того, детей приучают к виду казней и крови. 

6–10-летним детям промывают мозги, превращая их в смертников и убийц

6–10-летним детям промывают мозги, превращая их в смертников и убийц Федеральное агентство новостей / Виктор Сухоруков
 

В качестве итога этого подготовительного процесса показывается и «зачетная неделя» выпускников-убийц: зачистка многоэтажного здания с манекенами и живыми пленными. Последних дети без жалости расстреливают при проводимой зачистке прямо на камеры, установленные режиссерами фильма.

В эффективности такого рода подготовки не приходится сомневаться — во время штурма Мосула силами американской антитеррористической коалиции одним из основных источников ее потерь стало использование исламистами детей-смертников. Как оказалось, это оружие стало значительно более эффективным, но и гораздо более страшным, чем шахид-автомобили, пилотируемые взрослыми. 

Все дело в том, что в практике обычных войн дети никогда не воспринимались как военная цель — но это же и позволило детям-смертникам ИГ взрывать себя в самой гуще наступающих порядков иракской армии и ее союзников, нанося тем непоправимый и массовый ущерб.

Исторические примеры говорят: детей легко сломать

В истории известно несколько примеров того, как тоталитарные и людоедские режимы использовали детей в качестве последнего козыря в борьбе за свое выживание. 

Всем хорошо известна история «Гитлерюгенда»
Всем хорошо известна история «Гитлерюгенда» wikipedia.org / Bundesarchiv, Bild 119-5592-14A / CC-BY-SA 3.0

Так, всем хорошо известна история «Гитлерюгенда», который вначале был создан немецкими нацистами как молодежное крыло их партии, но под конец войны буквально был брошен под танки наступающей Красной армии, с одним фаустпатроном на троих.

Известен и факт опоры на несовершеннолетних в построении другой версии тоталитарного государства — азиатской псевдокоммунистической деспотии, когда диктатор и «вождь» революционной Кампучии (ныне — Камбоджи) Пол Пот поставил под ружье значительную часть детского населения страны и проводил с его помощью геноцид камбоджийцев. В красные кхмеры во времена Пол Пота набирали крестьянских подростков 11–12 лет, а сам диктатор неоднократно говорил, что для блага Кампучии надо было бы убить всех, кто старше четырнадцати, так как только новое поколение способно создать идеальную страну.

Однако до прихода ИГ все-таки самым наглядным примером ужасающей эффективности использования детей была «черная» Африка. 

Так, во время гражданской войны в Сьерра-Леоне во Фритауне около 8000 человек были изувечены бандой детей-солдат, известной как «вестсайдские мальчики». Этих бойцов целенаправленно готовили в качестве убийц — и их использование поставило крест на будущем повстанцев, от которых отвернулись даже самые последовательные «правозащитники».

В 2008 году в Демократической Республике Конго более половины личного состава всех военных формирований (а это более 30.000 человек) были несовершеннолетними. 

В Уганде почти 70 % солдат так называемой «Армии сопротивления Господа» составляют дети и подростки, некоторым из них всего по 8 лет. Их похищают во время набегов на деревни и заставляют сражаться на стороне боевиков, а тех, кто пытается бежать, убивают. Всего за 30 лет противостояния с центральным правительством, начиная с 1980-х годов, боевиками «Армии Господа» стало около 30.000 детей. 

Не меньший размах имеет и использование детей в военных конфликтах в Сомали — так, даже в рядах сомалийских правительственных войск количество детей достигает 20 %. А в противостоящей им группировке «Джамаат Аш-Шабааб» (террористическая организация, запрещенная в РФ) доля несовершеннолетних составляет 80 %.

Дети с поломанным будущим: что делать дальше?

Судя по всему, истинный масштаб катастрофы с детьми на территории, подконтрольной ИГ, нам еще только предстоит выяснить. 

Кроме использования детей в качестве солдат, ИГ ввел на подконтрольных территориях еще одну бесчеловечную практику — торговлю людьми и детьми. Все конфессии, отличные от поддерживаемого ИГ ислама суннитского направления, подвергаются гонениям и унижениям — вплоть до младенцев.

Еще в 2014 году боевики «Исламского государства» распространили прайс-лист на рабов — захваченных женщин и детей. Мальчики и девочки в возрасте от 1 года до 9 лет стоят 165 долларов, подростки в возрасте от 11 до 16 лет продаются по 124 доллара. Цена женщин старше 20 лет еще ниже — приблизительно 80 долларов. Многие из этих пленников-рабов пропадают бесследно, и об их настоящей судьбе, будь-то сексуальное рабство где-то в иных странах или же «разбор на органы» для богатых стариков, можно только гадать.

Реинтеграция детей, искалеченных войной, обратно в нормальное общество после окончания любого вооруженного конфликта является чрезвычайно сложной задачей. Так, крах режима красных кхмеров в Камбодже отнюдь не закончил историю детей-солдат, завербованных Пол Потом. Некоторые из них продолжали партизанскую борьбу в джунглях еще на протяжении целого десятилетия. Специалисты говорят, что детям после такой психологической обработки даже нравится подобная жизнь - в них, что называется, играют гормоны, велико желание противопоставить себя всему миру.

Поэтому крах ИГ как квазигосударственного образования, который весьма вероятен уже в ближайшие год–два, отнюдь не снимет с повестки вопрос об искалеченных детских судьбах. Надо понимать, что многие из этих детей видели ИГ как единственный вариант государственного устройства — фактически во многих районах Сирии и Ирака война бушует с 2011 года, вот уже шесть лет.

Тело погибшего ребенка-шахида в окрестностях Пальмиры
Тело погибшего ребенка-шахида в окрестностях Пальмиры Федеральное агентство новостей / Кирилл Оттер
 

Немаловажно и то, что современная цивилизация, особенно в своем западном изводе, далеко не всегда в состоянии дать искалеченным войной детям достойную мечту и, особенно, шансы воплотить ее, ради которых им было бы не страшно изменить свою жизнь.

За разоружением боевиков следует этап поиска семей детей-солдат и детей-жертв войны и их воссоединения с семьями. Также предпринимаются усилия по восстановлению духовной связи детей с их общинами, родственниками и обычно малочисленными друзьями. Эта задача включает снятие чувства отчуждения, вины и злости, которое дети могут испытывать по отношению к своим семьям, обвиняя родителей в том, что они не смогли их защитить. Программы реинтеграции должны также учитывать проблемы, связанные с готовностью самих общин принять возвращающихся детей в тех случаях, когда дети совершили массовые злодеяния. 

 

 

* Организация запрещена на территории РФ.

Комментарии 0