МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ

История органов госбезопасности

"Я не мог дальше смотреть как разваливается страна"
22.02.2021 · Воспоминания и мемуары
Вячеслав Звягинцев
1034 подписчика

"Я не мог дальше смотреть как разваливается страна"

.
Варенников Валентин Иванович
Варенников Валентин Иванович

В деле ГКЧП имелось несколько документов с грифом «секретно», но судом Военной коллегии Верховного Суда было принято правильное решение – слушать это дело в открытом судебном заседании.

Всех членов ГКЧП арестовали в августе 1991 года. А кроме них, – еще трех генералов, которые участвовали в «путче»: главкома Сухопутных войск генерала армии Валентина Варенникова, заместителя начальника 9-го управления КГБ СССР Вячеслава Генералова и первого заместителя председателя КГБ СССР Виктора Грушко.

Все они обвинялись по п. «а» статьи 64 УК РСФСР (измена родине)[1] .

Валентин Иванович Варенников – один из самых мужественных, честных и высокопрофессиональных офицеров. Полвека генерал защищал свою страну. Был ей беззаветно предан.

Его боевой начался в огне Сталинградской битвы. Он храбро воевал, дошел до Берлина, награжден 5 боевыми орденами, трижды был ранен. После войны дорос до генерала армии, первого заместителя начальника Генерального штаба – начальника Главного оперативного управления. Пять лет воевал в Афганистане, был удостоен звания Героя Советского Союза. Был главным организатором восстановительных работ, проводимых воинскими частями после Чернобыльской трагедии. В январе 1989 года его назначили Главнокомандующим Сухопутными войсками – заместителем министра обороны СССР…

Генерал Варенников в Афганистане
Генерал Варенников в Афганистане

Утром 23 августа 1991 года Варенников был арестован у себя на даче.

После завершения следствия (144 тома), в декабре 1992 года, его освободили из заключения под подписку о невыезде…

Судебное заседание по делу ГКЧП открылось 14 апреля 1993 года. Председательствовал – генерал-майор юстиции Анатолий Тимофеевич Уколов.

На скамье двенадцать подсудимых — Янаев, Лукьянов, Павлов, Крючков, Язов, Бакланов, Стародубцев, Шенин, Варенников, Плеханов, Генералов и Тизяков.

В.И. Варенникова защищал адвокат Дмитрий Штейнберг.

Государственное обвинение поддерживали девять прокуроров во главе с заместителем Генерального прокурора России Эдуардом Денисовым.

Суд по делу ГКЧП. Председательствующий - генерал-майор А.Т. Уколов.
Суд по делу ГКЧП. Председательствующий - генерал-майор А.Т. Уколов.

Потерпевшими по делу ГКЧП были признаны восемь человек - родственники погибших в те дни молодых ребят.

Из более чем тысячи рекомендованных Генпрокуратурой для допроса свидетелей суд отобрал 120 человек. Однако по различным причинам (болезни, ходатайства об отводах, отпуска и др.) оглашать обвинительное заключение (четыре тома) начали лишь в октябре.

К допросу Варенникова суд приступил лишь в конце февраля 1994 года.

Генерал не признал себя виновным в каком-либо преступлении и пояснил суду, что все свои действия совершил «в целях сохранения Советского Союза».

Варенникову вменялась в вину поездка к Горбачёву в Форос, где был поставлен вопрос о введении в стране чрезвычайного положения; а также помощь в «наведении порядка» в Москве и его участие в обсуждении вопроса о силовом захвате здания Верховного Совета России (Белого дома).

Допрошенный в суде М.С. Горбачев утверждал, что Варенников в Форосе не только советовал, но даже грозил ему отставкой. Между тем, все свидетели, участники той встречи опровергли это утверждение. Не нашло подтверждения и содержащееся в обвинительном заключении утверждение, что на Варенникова планировалось возложить обязанности по непосредственному обеспечению режима чрезвычайного положения.

Михаил Горбачев выступает в качестве свидетеля. На сайте - photoxpress.ru. Автор В. Машатин.
Михаил Горбачев выступает в качестве свидетеля. На сайте - photoxpress.ru. Автор В. Машатин.

Из приговора: «В судебном заседании все отрицали, что на совещании затрагивался вопрос использования войск для обеспечения деятельности ГКЧП или хотя бы их ввод в столицу. Поэтому эта часть обвинения признается необоснованной».

23 февраля 1994 года Госдума объявила амнистию. Подсудимым было объявлено о ее применении 1 марта.

По словам моего хорошего знакомого Анатолия Тимофеевича Уколова, председательствовавшего на суде, Варенников вначале заявил, что согласен на амнистию, исходя из солидарности с другими подсудимыми. Но лишь при одном условии – если будет возбуждено уголовное дело против Горбачева, виновного в развале СССР.

Через 10 дней Президиум Верховного Суда СССР по протесту прокурора Денисова отменил решение о прекращении дела по амнистии[2] .

В дальнейшем дело рассматривалось под председательством генерал-майора юстиции Виктора Александровича Яськина. Он сразу предложил подсудимым принять амнистию. 11 человек согласились и были амнистированы. Варенников от амнистии отказался.

Теперь он стал единственным подсудимым.

Судебное разбирательство Варенников подробно и объективно описал в своих воспоминаниях «Дело ГКЧП». Приведем лишь один момент, связанный с приездом в суд для дачи показаний Горбачева: «…когда Горбачев подкатил к центральному подъезду – народ взревел! Творилось что-то неописуемое. В него полетели помидоры, яйца, какие-то коробки. И, несмотря на то, что от проезжей части до входа милиция сделала «коридор», Горбачев и его спутники (он приехал с дочерью и помощниками) еле проскочили в здание»[3] .

Приведу также отрывок из мемуаров маршала Д.Т. Язова: «Варенников спросил Горбачева: «Как же получилось, что вы стали ренегатом, изменили своему народу? Немыслимый в истории факт, когда глава государства действует во вред своему народу. Мало того, приказали арестовать всех, кто мешал вам разваливать государство». Но судья прервал Варенникова: «Вопрос не имеет отношения к делу»[4] .

Маршал Д.Т. Язов
Маршал Д.Т. Язов

А еще Дмитрий Язов писал, что у него сохранилась газетная вырезка с проектом Союзного договора, где рукой Варенникова написано: «Не могу одобрить. Это не договор, а приговор Советскому Союзу».

Из заявления Варенникова своим обвинителям: «…Да, я выступил против мрака и позора, которые обрушились на нашу Державу. Но разве можно было дальше смотреть, как разваливается страна, ее оборона, нищает народ, рассыпается экономика, льется кровь в межнациональных конфликтах, расцветает преступность, как растлевают российских девушек – будущих матерей, как их продают в рабство за звонкую монету? Разве можно было дальше терпеть унижение нашей страны, холуйство и пресмыкание перед Западом?»[5] .

В судебных прениях прокурор Данилов отказался от обвинений и заявил, что в действиях Варенникова нет состава преступления.

Статья 64 Уголовного кодекса предусматривала в качестве обязательного квалифицирующего признака совершение действий, причинивших ущерб безопасности оборонной мощи Советского Союза. А генерал Варенников всю жизнь занимался укреплением оборонной мощи государства, которое, к сожалению, на тот момент уже не существовало.

11 августа 1994 года судьи Военной коллегии огласили оправдательный приговор по делу Варенникова.

Из оправдательного приговора: «Мотивами и целью содеянного им были не корыстные побуждения или иная личная заинтересованность, а сохранение и укрепление своего государства, что соответствовало воле народа, высказанной на референдуме 17 марта 1991 г. Действия Варенникова В. И. не повлекли материальный ущерб или иной существенный вред. Более того, ознакомившись с обстановкой в Москве 20 августа 1991 г., он своими советами Язову Д. Т. и Крючкову В. А. способствовал отказу от кровопролития».

Генеральная прокуратура опротестовала этот приговор, но в феврале 1995 года Президиум Верховного суда оставил его в силе.

Я не мог дальше смотреть как разваливается страна

 

[1] Крючков, Язов, Плеханов и Генералов также обвинялись по п. «б» ст. 260 (халатное отношение к службе); Янаев и Лукьянов – по части 2 ст. 171 (превышение власти), Янаев – также по ст. 175 УК РСФСР (должностной подлог).

[2] Мотивация была обусловлена процессуальными нарушениями - поскольку процесс уже начат, суд должен сначала принять решение о виновности или невиновности, и лишь в случае виновности применять амнистию.

[3] Варенников В.И. Дело ГКЧП. Алгоритм-Книга, Эксмо, 2010.

[4] Язов Д. Т. Удары судьбы: Воспоминания солдата и маршала. М. Палея, 1999.

[5] Заявление впервые опубликовано в брошюре «Судьба и совесть». Палея, 1993.

Комментарии 0