МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ

История органов госбезопасности

Зачем возвращается Дзержинский
02.07.2015 · История органов госбезопасности

Госужас на Лубянке

Зачем возвращается Дзержинский

Город12:49, 30 июня 2015

Изображение: Петр Ловыгин / МОСЛЕНТА

Дебаты вокруг памятника Феликсу Дзержинскому, которые периодически вспыхивали и затухали в течение многих лет, снова оказались в центре общественного внимания. На днях Мосгоризбирком одобрил подготовку референдума, который решит, нужно ли возвращать монумент основателю ВЧК на Лубянскую площадь. Не станем рассуждать о роли этого политика в истории и оценивать его деяния. МОСЛЕНТА бросила ретровзгляд на Лубянскую площадь начала прошлого века, вспомнила, когда там появился памятник Дзержинскому и почему его решили демонтировать.

Фонтан, храм, доходный дом

В начале прошлого века на площади располагалось трамвайное кольцо. В центре  — Никольский водоразборный фонтан, построенный по проекту скульптора Ивана Витали. Он состоял из четырех фигур мальчиков, держащих большую чашу и олицетворявших главные реки России  — Волгу, Днепр, Дон и Неву. Фонтан появился на площади в 1835 году, и до 90-х годов XIX века это место было очень популярно, поскольку в Москве не было водопровода. Но и когда вода пошла в дома, здесь собирался народ — не просто так, а для пользы дела.

Описание: http://cdn.moslenta.ru/imgs/2015/06/30/10/9650/90a41d403a8eec243cf97ab76b78e1ab0280592b.jpg

Изображение: ТАСС

Старая Москва, Лубянская площадь

«Извозчик, выйдя из трактира, черпает прямо из бассейна грязным ведром воду и поит лошадь, а вокруг бассейна — вереница водовозов с бочками,  — писал Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи». — Подъезжают по восемь бочек сразу, становятся вокруг бассейна и ведерными черпаками на длинных ручках черпают из бассейна воду и наливают бочки, и вся площадь гудит ругательствами с раннего утра до поздней ночи...»

Фонтан Витали убрали с площади в 1934 году и перенесли в Нескучный сад. Возможно, в том был какой-то умысел, — не исключено, что власти планировали поставить здесь какой-то памятник.

На Лубянской площади находился каменный храм Гребневской иконы Божией Матери XV столетия. С конца 20-х годов прошлого века его постепенно разрушали, но окончательно уничтожили в середине 30-х, когда в этом районе прокладывали первую линию московского метро.

Печально знаменитое бледно-желтое здание, в котором в 1918 году расположилась Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК), а потом — Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), до революции принадлежало Страховому общество «Россия». Москвичи мрачно шутили: «Был Госстрах, стал Госужас». Позже в реконструированном здании располагался Комитет государственной безопасности СССР.

 

Между Лубянской площадью и Политехническим музеем стоял трехэтажный доходный дом, выстроенный в первой половине XIX века. Москвичи прозвали его «Шиповской крепостью». Владелец здания, богатый и взбалмошный генерал Шипов, к своим жильцам относился доверчиво, не терзал чрезмерными ценами на жилье, а порой и вовсе избавлял от квартирной платы. Эта вольница превратилась в убежище бродяг, воров, бандитов и других «темных» личностей, скрывавшихся от полиции.

При советской власти в доме Шипова были организованы коммуналки, на первых этажах расположились аптека, букинистический и музыкальный магазины. Здание, вполне презентабельное, почему-то снесли в 1966 году. На его месте разбили сквер.

Мощная фигура чекиста

20 июля 1926 года скончался председатель ВЧК Феликс Дзержинский, однако решение об увековечивании его памяти вышло лишь через несколько месяцев. 21 ноября газета «Правда» сообщила: «В память т. Дзержинского президиум Московского Совета постановил переименовать Лубянскую площадь и улицу Большую Лубянку в площадь и улицу им. т. Дзержинского».

Однако очень долго ничто не напоминало о том, что этот уголок Москвы носит имя первого чекиста Советского Союза. Лишь спустя десять лет после его смерти — в 1936 году — вышло постановление об установке памятника и был проведен конкурс, в котором участвовали пять ваятелей. Лучшей признали работу Сарры Лебедевой. Но этой женщине почему-то не доверили создание памятника Дзержинскому. Может быть, работа Лебедевой не понравилась Сталину?

 

Потом о памятнике надолго забыли. Ну, а когда вспомнили, его создание поручили академику Евгению Вучетичу. Это был известный монументалист, четырежды лауреат Сталинской премии. Самые известные работы Вучетича — памятник «Воин-освободитель» в Берлине и мемориальный ансамбль «Родина-мать зовет» в Волгограде.

5 октября 1955 года коллегия Министерства культуры СССР одобрила проект скульптора  — мощную фигуру чекиста в длинной распахнутой шинели. Потом начались сложные работы по отливке частей памятника (они состоят из множества литых пластин, скрепленных изнутри болтами), его сборке, которую выполнили специалисты ленинградского завода «Монументскульптура».

Одиночество «Робинзона Крузо»

Возможно, церемонию открытия памятника планировали на 40-летие образования ВЧК. Но не успели, и отложили ее на год. 20 декабря 1958 года на площади Дзержинского, в том самом месте, где звенел фонтан Витали, появилась монументальная композиция Вучетича и архитектора Григория Захарова. Она выполнила не только идеологическую задачу, но и архитектурную: зрительно связала эклектичную застройку площади.

Открытие внушительного бронзового монумента высотой около шести метров прошло торжественно. Звучали речи, гремел гимн страны. На церемонии присутствовали глава СССР Никита Хрущев, его сподвижники — Анастас Микоян, Михаил Суслов, Климент Ворошилов, члены партийной делегации Польши. На открытие монумента пригласили вдову основателя ВЧК Софью Сигизмундовну и сына Яна Феликсовича.

Описание: http://cdn.moslenta.ru/imgs/2015/06/30/11/9657/59ca5fc982dd7c6d96451bc4868df0d8e407e83f.jpg

Фото: Дмитрий Донской / РИА Новости

Площадь Дзержинского, июнь 1991 года

Шли годы. На гордо возвышавшийся в центре площади памятник — его так и прозвали «Робинзон Крузо» — никто не обращал особого внимания. Люди, которые оказывались поблизости, спешили либо в «Детский мир» за дефицитными товарами, либо в Политехнический музей на лекции и выставки.

Иногда у подножия монумента появлялись цветы, и прохожие гадали, как туда попадали букеты? Ведь вокруг памятника с утра до вечера не замирало интенсивное движение транспорта, и путешествие к Дзержинскому было сопряжено с немалой опасностью. Может, цветы приносили ночью?

Снос и ссылка

В августе 1991 года, после разгрома ГКЧП, разгоряченная толпа окружила памятник Дзержинскому. Разгорелся импровизированный митинг, постамент начали расписывать надписями «Палач» и «Подлежит сносу».

«Около пяти вечера была произведена попытка низвергнуть «железного Феликса» с пьедестала с помощью металлических тросов и собственных сил, — писала газета «Известия» 24 августа 1991 года. — Председатель ВЧК устоял. Толпу остановили С. Станкевич и Л. Пономарев (первый заместитель председателя Моссовета и народный депутат России — прим. МОСЛЕНТЫ), объяснив, что при падении памятника могут быть жертвы, а сама площадь, под которой проходят тоннели метро, рискует не выдержать удара 15-тонной статуи.

Описание: http://cdn.moslenta.ru/imgs/2015/06/30/10/9649/0f54b3ac3b2a770a5a8ac920672fc8aae524790a.jpg

Фото: Александр Поляков / РИА Новости

Демонтаж памятника Дзержинскому в ночь на 23 августа 1991 года

—Моссовет сегодня принял решение демонтировать всех этих идолов. Мы это сделаем...

—Сейчас! Сейчас! — скандировала толпа.

Вскоре подъехали три автокрана и платформа-тягач. Шею бронзового Дзержинского захлестнули петлей стального троса, подцепили к грузовой машине, но памятник не сдернули, а аккуратно сняли, погрузили на платформу и увезли на пустырь по соседству с Центральным домом художника.

Возле пустого постамента творилось что-то невообразимое. Люди кричали от радости, обнимались. Наверное, думали, что с «уходом» Дзержинского начнется замечательная жизнь…

Памятник долго лежал лицом вниз, и люди, подходившие к бронзовому Дзержинскому, поливали его — в прямом и переносном смыслах — грязью, писали гадости, упражнялись в злословии.

В октябре 1991 года столичные власти приняли решение сохранить сооружения советского периода в новом парке искусств «Музеон» на Крымском валу. Туда «в ссылку» отправился бронзовый Дзержинский. Его вернули в вертикальное положение и поставили на площадке посреди газона.

Описание: http://cdn.moslenta.ru/imgs/2015/06/30/10/9651/720d2ad03561cc76153fabfc278daab7a6bb6f6a.jpg

Фото: Артем Геодакян / ТАСС

Памятник Дзержинскому в парке искусств "Музеон"

Среди других экспонатов «Музеона» — монумент Максиму Горькому, изваянный Иваном Шадром и Верой Мухиной. Памятник стоял на площади Белорусского вокзала и был демонтирован, но отнюдь не по политическим соображениям: там началось строительство новой транспортной развязки. Есть в «Музеоне» бюсты Маркса, Ленина, Сталина. Так что у Дзержинского неплохая компания.

От прошлого не спрятаться

Памятник Дзержинскому — не единственный кандидат на воцарение в центре Лубянской площади. Председатель Союза кинематографистов РФ Никита Михалков считает, что здесь должен стоять памятник государственному деятелю и реформатору времен Российской империи Петру Столыпину.

Описание: http://cdn.moslenta.ru/imgs/2015/06/09/10/6881/5f88eb88106957db575ecbaa5bcaf2ce90a6e043.jpg

Монументальный переезд

Памятник князю Владимиру могут установить на Лубянке или у Храма Христа Спасителя

 

Режиссер уверен, что на площади обязательно должен стоять монумент: «Лучше всего Столыпину, но можно и кому-то другому. Но памятник там быть должен, это место для памятника».

Звучали предложения установить на Лубянской площади монумент в честь святого князя Владимира, который ранее планировали поставить на смотровой площадке Воробьевых гор.

Наверняка все эти предложения вызовут горячие споры. Ведь в Москве живут люди с разнородными мнениями и взглядами. У всех свое видение прошлого. Потому и фамилии, увековеченные на памятниках, в названиях улиц, переулков, иной раз вызывают не самые теплые чувства.

Но во Франции, например, на виду имена жестоких диктаторов, которые во имя идеи отправляли на эшафот не только противников, но и прежних соратников. И никто не доказывает, что надо обязательно снести монумент Дантону в Париже и разбить вывеску на станции метро «Робеспьер». От прошлого не уйти.

Валерий Бурт

Ссылки по теме

 

Комментарии 0