МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ

Иностранные спецслужбы

Спасти полковника Меля.
26.10.2014 · Факты и события
<!-- [if gte mso 9]>

Спасти полковника Меля.

Литва пытается не только посадить российского офицера, но и спровоцировать новую волну санкций


25 октября 2014 года 15:01 | Владислав Швед


Всех под суд

Весь 2014 год тема Украины присутствует на первых полосах российских СМИ. Это не случайно. Ведь украинцы братский народ, с которым Россия вот уже несколько столетий переживает и лихолетье, и победы. Но двадцать лет назад на Украине проявилась русофобия, и сегодня многие украинцы видят русских в черном цвете. Россия заметила это слишком поздно.

А ведь Украина была не первой, где дало о себе знать это явление. Оно пришло из Прибалтики и, прежде всего, из Литвы. Известно, что литовские власти после провозглашения независимости заявили, что в 1944 г. Литва попала под советскую оккупацию. Сегодня на Украине также заявляют, что с концом нацистской оккупации в 1944 г. она «не стала свободной, её освобождение произошло только с распадом Советского Союза».

Не вызывает сомнений, что Украина и дальше будет следовать примеру Литвы. В настоящее время литовские власти интенсивно готовятся к проведению заочных уголовных процессов над бывшими советскими, а ныне российскими гражданами, которые участвовали или были причастны к силовой акции по восстановлению действия Конституции СССР на территории Литовской ССР в январе 1991 г.

В литовский список подозреваемых, помимо военных и коммунистов Литвы, занесены все бывшие руководители силовых ведомств СССР. Правда, из них жив лишь один, бывший министр обороны СССР, Маршал Советского Союза Д. Язов. Президент СССР М Горбачев, по указанию которого была осуществлена силовая акция в Литве, в список не попал. Это не случайно. Именно он сделал всё для того, чтобы Литва вышла из СССР. А долг платежом красен.

Причем все подозреваемые обвиняются не просто в противоправных действиях, а в совершении военных преступлений и преступлений против человечности. Прямо террористы государственного уровня. В этой связи напомню, что киевские власти военную операцию против сторонников федерализации на Юго-Востоке тоже назвали «контртеррористической».

Также напомню, что российские журналисты в мае 2014 г. задерживались на Украине по обвинению в «пособничеству терроризму». Если учесть, что именно в это время в Белом Доме США была зарегистрирована официальная петиция, призывающая наделить Россию статусом «государства, поддерживающего терроризм», то налицо международная информационно-политическая кампания против РФ.

В этой связи можно с большой степенью уверенности предполагать, что, если киевская «хунта» укрепится во власти, а Россия будет занимать прежнюю позицию стороннего наблюдателя в информационно-политической кампании против неё, то Киев попытается, по примеру литовских властей, организовать проведение заочных судебных процессов, обвинив нынешнее российское руководство в содействии совершению «военных преступлений и терроризму» на территории Юго-Востока Украины.

Дело Юрия Меля

Дальнейшее развитие ситуации во многом будет зависеть от позиции России. Или она, как обычно, пустит ситуацию на самотек, а потом будет лихорадочно искать пути выхода, или упредит развитие этой ситуации. В этой связи приходится напомнить о российском гвардии полковнике запаса танкисте Юрии Меле. Он был задержан литовскими властями 12 марта этого года.

Тогда российский МИД по поводу задержания Меля сделал крайне странное заявление: «Предупреждаем литовскую сторону о недопустимости политизации произошедшего и сведения исторических счетов». То есть судите Меля, как обычного уголовника?! Между тем, абсолютно ясно, что обвинение полковника носит исключительно политический характер и в основе его лежат исторические счеты Литвы к России, как правопреемнику СССР.

С тех пор минуло 7 месяцев, но о судьбе Меля ничего не известно. В политических кулуарах говорят, что попытки освободить полковника делаются. Однако боюсь, что любые попытки добиться освобождения Меля закончатся безрезультатно. Он предназначен для фактического публичного «аутодафе», которое готовится в Вильнюсе.

Российский полковник Мель, несмотря на то, что в 1991 г. был всего лишь молоденьким лейтенантом, в отсутствие остальных значимых обвиняемых и, прежде всего, Маршала Советского Союза Д. Язова, должен придать наглядность и достоверность тому неправедному действию, которое планирует осуществить литовское «правосудие».

Единственная возможность изменить участь Меля, это до начала уголовного процесса доказать политический характер предъявленных ему обвинений и потребовать прекращения уголовного преследования. Соответственно, необходимо доказать политический характер всех готовящихся в Литве заочных уголовных процессов против россиян, дабы не допустить их проведения.

В этих целях следует возобновить следствие по уголовному делу №18/5918-19, открытому Генеральной прокуратурой СССР в 1991 г. в отношении событий, имевших место 13 января в Вильнюсе. Однако здесь существует один весьма неприятный нюанс.

Известно, что 37 томов уголовного дела №18/5918-19 в сентябре 1991 г. Генпрокуратура СССР по указанию М. Горбачева передала литовской стороне. Уникальный случай в мировой правовой практике. Обвиняемая сторона передала обвиняющей стороне материалы, которые свидетельствуют о её невиновности.

В результате Генпрокуратуре РФ придется запросить у Генпрокуратуры ЛР копии материалов литовского уголовного дела, якобы подтверждающие причастность граждан России к гибели людей и других преступлений в ходе событий, имевших место в г. Вильнюсе 13 января 1991 г. При получении этих материалов их можно будет проанализировать на предмет политической направленности и правовой состоятельности.

В случае отказа в предоставлении этих материалов, который более чем вероятен, Генеральной прокуратуре РФ придется довольствоваться документами, которыми она на сегодняшний день располагает. Имеются в виду «Уведомления» о подозрении российских граждан в совершении преступлений от 03.08.2006 г. и «Определения» о признании российских граждан подозреваемыми в совершении военных преступлений от 10.06.2013 г.

Возможно, этих документы окажется достаточно, чтобы сделать вывод о явной политической направленности и правовой несостоятельности обвинений, сформулированных Генпрокуратурой Литвы в отношении российских граждан.

В этой связи небольшая ремарка. Позиция России в отношении полковника Меля крайне обеспокоила меня. Поэтому я, опираясь на свой 10-летний опыт законотворческой деятельности в Государственной Думе РФ, осуществил анализ правовой обоснованности обвинений, инкриминируемых полковнику. Помимо этого проанализировал исторические обиды и счета Литвы к России. В итоге получилась достаточно объемистая книга в 380 страниц под названием «Литва против России и «Альфы» (Издательство «Буки Веди», 2014).

На взгляд юристов, прочитавших книгу, материалы и аргументы, изложенные в ней, позволяют утверждать, что обвинение Ю. Меля и всех остальных 78-и подозреваемых россиян, носит сугубо политический характер и преследует, как минимум, две цели:

а) представить Россию перед мировым сообществом правопреемником «преступного» Союза ССР, граждане которого совершили военные преступления на территории Литовской Республики в январе 1991 года;

б) заставить Россию начать переговоры относительно возмещения причиненного «советской оккупацией» (1940-1990 гг.) и «советской агрессией в январе 1991 г.» ущерба.

Добавлю, что несостоятельность, надуманность и алогичность обвинений, сформулированных литовскими прокурорами в адрес подозреваемых россиян, зашкаливает.

Спорная независимость

Помимо вышеизложенного, Россию в деле Меля ждет весьма неприятная процедура. Дело в том, что обвинения российских граждан, в том числе и Меля, базируются на спорном утверждении литовской стороны о том, что в январе 1991 г. Литва не была союзной республикой в составе Союза ССР, а являлась независимым субъектом международного права.

Правовым основанием этого утверждения Литва считает Договор об основах межгосударственных отношений между РСФСР и ЛР, подписанный Б. Ельциным и В. Ландсбергисом 29 июля 1991 г. В этом договоре Россия задним числом признала независимость Литовской Республики с 11 марта 1990 г.

Вот этот дипломатический казус и предстоит «разрулить» России. Как это будет происходить, предстоит решать в Кремле и на Смоленской площади. Но пока проблема с «независимостью» Литвы и позицией России в июле 1991 г. не будет разрешена, все попытки решить вопрос с прекращением уголовного преследования россиян будут обречены на провал.

Я позволю себе высказать лишь некоторые предложения в части разрешения этой проблемы. Видимо, России надо последовать примеру литовской стороны, которая, стремясь лигимитизировать спорные аспекты в отношениях с Россией, начинает с официальных заявлений, затем в ход идут резолюции Сейма, а потом и законы. В результате выстраивается псевдоправовая конструкция, на которую опираются литовские власти, пытаясь реализовать свои спорные претензии.

Россия в этом плане имеет некоторое преимущество. Её претензии по поводу защиты своих граждан к Литве являются в правовом плане обоснованными с позиций международного права, которые нельзя произвольно трактовать. Известно, что независимость страны не выражается только озвучиванием заявления об этой независимости. Это комплекс составляющих, подтверждающих суверенность этой страны. В январе 1991 г. таким комплексом Литва не обладала.

От того, что 21 июля 1991 г. Литва и Россия заявили, да ещё задним числом, о своем международном статусе, ничего не изменилось. Реально он отсутствовал. Это неопровержимый исторический факт. Таким же фактом является и то, что Литва стала субъектом международного права после 6 сентября 1991 г., а РСФСР – 24 декабря 1991 г.

Учитывая вышесказанное, возможно России следует принять официальное заявление по фактам политизированного уголовного преследования россиян. В этом заявлении желательно дать оценку псевдоправовым основаниям этого преследования и, прежде всего, некоторым положениям договора об основах межгосударственных отношений между РСФСР и ЛР от 29 июля 1991 г.

Причем это следует сделать до начала заочных процессов, так как заявление в ходе таких процессов ситуации не изменит. К сожалению, запоздалые заявления России, бьющие «по хвостам» событий, до сих пор имеют место.

Если России удастся доказать (даже в одностороннем порядке) политизированность и правовую необоснованность уголовного преследования россиян, тогда на основании ст. 2-ой Европейской Конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам, принятой 20 апреля 1959 г. и ратифицированной Российской Федерацией 25 сентября 1999 г., она может приостановить оказание правовой помощи Генеральной прокуратуре ЛР по привлечению граждан России к уголовной ответственности по уголовному делу № 09-2-031-99. Это, в свою очередь, позволит оставить приговоры литовского суда без последствий для российских граждан.

Особо следует сказать о крайне непростой ситуации, которая возникнет с россиянами, заочно «осужденными» в Литве. Поскольку литовское «правосудие» не сможет исполнить вступившие в силу приговоры, по причине нахождения «осужденных» вне республики, то на основании ст. 2-ой Дополнительного протокола от 18 декабря 1997 г. к Европейской конвенции о передаче осужденных лиц от 21 марта 1983 г. и части 2 ст. 472 УПК РФ Литва потребует их выдачи.

В соответствии со статьей 61 Конституции РФ, гласящей, что «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству», требование о передаче Литве заочно осужденных не будет выполнено.

В этом случае Литва направит свои приговоры для исполнения их Российской Федерацией. Однако власти РФ встанут перед сложнейшей дилеммой, как поступить о «осуждёнными». Если начать исполнять «неправые» приговоры литовского суда, то это может вызвать массовое возмущение российской общественности. Если же не исполнять – придётся серьёзно испортить отношения не только с Литвой, но и с Евросоюзом. Можно не сомневаться, что Европа поддержит Литву и возможно, вновь прибегнет к санкциям, чтобы «поставить на место» Россию.

Здесь так же следует иметь в виду, что, по некоторым сведениям, копии 700 томов уголовного дела о январских событиях 1991 г. Литва уже направила в Гаагский международный трибунал, который также не останется в стороне в деле принуждения России к исполнению приговоров литовского суда. Выход для России в этой ситуации только в апелляции к тем положениям международного права, которые определяют обретение страной статуса субъекта международного права.

Будем ли платить?

Выше я изложил прогноз действий Литвы. А теперь о том, что не вызывает сомнений. Обвинительные приговоры литовского суда в отношении 79 россиян дадут новый импульс литовским властям в плане предъявления материальных претензий к России, как правопреемнику СССР за ущерб, якобы причиненный «советской агрессией» в январе 1991 г.

Опираясь на якобы доказанные судом факты «военных преступлений», совершенные бывшими советскими гражданами, а ныне гражданами России, в январе 1991 г., Правительство Литвы в соответствии с «Резолюцией Сейма Литовской Республики о возмещении ущерба причиненного оккупацией СССР» от 16.01.2007 г. потребует от России начать консультации о возмещении этого ущерба. А цифры могут быть весьма внушительными.

Известно, что сегодня список составляет 14 погибших и 1000 пострадавших, не считая претензий за материальный ущерб, якобы понесенный Литвой в результате действий советских военнослужащих. Если учесть размеры компенсаций пострадавшим при терактах в США и Европе, то можно представить, что сумма, которую предъявит Литва России, будет весьма внушительной.

Известно, что семьи трех граждан ФРГ, погибших в авиакатастрофе рейса MH17 под Донецком в августе 2014 г., намерены подать иск в Европейский суд по правам человека на украинское правительство, которое нарушило нормы международного права, не обеспечив защиту своего воздушного пространства. Юрист, эксперт по воздушному праву Эльмар Гимулла, представляющий интересы родственников погибших, заявил: «Я ориентируюсь на сумму в один миллион евро за каждую жертву».

Российское руководство предпочитает пока не замечать действий, предпринимаемых литовскими властями в плане уголовного преследования граждан России. Однако возникает вопрос, как будет реагировать Российская Федерация, когда ряд её законопослушных граждан, выполнивших в январе 1991 г. приказ Верховного главнокомандующего, будет в Литве заочно приговорены к различным срокам заключения, в том числе и к пожизненному заключению?

После вынесения таких приговоров заявлять протест литовской стороне будет бессмысленно. Российские граждане будут заклеймены как преступники. Как это будет соотноситься с заявлениями российских руководителей о том, что права и достоинство каждого гражданина России защищены всей мощью государства
Читайте далее: http://svpressa.ru/politic/article/102137/

 

<!-- [if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE <!-- [if gte mso 9]> <!-- [if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-fareast-language:EN-US;}
Комментарии 0