МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ

Иностранные спецслужбы

Спецслужбы США расширяют сферу деятельности на всю планету
02.04.2016 · Иностранные спецслужбы

01.04.2016 00:01:00

Спецслужбы США расширяют сферу деятельности на всю планету


Обеспечение национальной безопасности Америки может угрожать другим странам



сша, спецслужбы, цру, картер, госдепартамент, фбр, минфин Директор ФБР Джеймс Коми (слева), директор национальной разведки США Джеймс Клэппер (в центре) и глава ЦРУ Джон Бреннан во время слушаний в конгрессе по вопросам безопасности. Фото Reuters

На земле, пожалуй, нет ни одного закоулка, куда бы ни совали свой нос американские разведчики и где бы не было их агентуры. Они  присутствуюет практически во всех ведомствах на территории США, в зарубежных странах и в международных институтах, представляющих для них интерес. Белый дом собирает все необходимые ему сведения на своей территории и во всем мире, называя это обеспечением национальной безопасности.

КУДА НИ КИНЬ, ВЕЗДЕ КЛИН

Недавно Управление директора национальной разведки (УДНР) США сделало достоянием общественности ранее секретную директиву главы разведсообщества Америки, бывшего заместителя министра обороны по разведке, отставного генерал-лейтенанта Джеймса Клеппера, за номером ICD 402. Директива называется «Представители ДНР».

Как говорится во вводной части этого документа, директор национальной разведки (ДНР) реализует свои властные полномочия и получает все необходимые сведения о действиях подчиненных ему разведструктур через спецпредставителей, прикрепленных к разведподразделениям на территории США и к зарубежным резидентурам.

Эти сотрудники в роли посланников ДНР выполняют функции главных советников руководителей разведорганизаций, в которых они задействованы, по всем вопросам проведения специалистами спецслужб соответствующих мероприятий, а также доводят до их руководства этих подразделений указания ДНР и осуществляют контроль их выполнения и информируют своего начальника. 

Кроме того, эти чиновники являются личными представителями главы разведки США в национальных и зарубежных структурах, сотрудничающих со спецслужбами Америки, а также во многих международных организациях.

Представители позволяют ДНР более эффективно направлять и контролировать подчиненные ему спецслужбы и своевременно получать всю необходимую информацию по важнейшим общим вопросам, по оперативным мероприятиям и по возникающим проблемам.

В соответствии с американским законодательством главной службе внешней разведки, ЦРУ, предоставлен особый статус для ведения секретных разведывательных операций в любой точке земного шара. В директиве ICD 402 отмечается, что представители ДНР, по его поручению, могут, как и другие сотрудники американских разведок, выполнять и специальные задания.

Как указывается в директиве, «организации и структуры, в которые могут прикомандировываться представители ДНР, включают дипломатические миссии США, военные организации, организации, в которых действует большое количество сотрудников спецслужб, решающих закрытые задачи, органы взаимодействия с иностранными разведками и спецслужбами, международные организации, а также любые другие структуры, где их присутствие будет считаться необходимым», то есть американские разведчики в роли посланников директора могут действовать везде, где это необходимо спецслужбам, как в Америке, так и за ее пределами.

Первая редакция указанного документа, появившаяся в мае 2009 года, привела к возникновению определенных разногласий между бывшим тогда главой разведывательного директората Денисом Блэром и руководством ЦРУ. Лидеры внешней разведки посчитали некорректным предоставленное ему право назначать своих представителей в зарубежные аппараты, где они должны были выполнять свои функции параллельно с ее резидентами. ЦРУ настаивало на том, чтобы главы его резидентур одновременно были и представителями ДНР.

По этой причине в ICD 402 появилось положение, гласящее, что «в тех случаях, когда ДНР посчитает, что резидент ЦРУ недостаточно эффективно выполняет свои основные функции, как его представитель», он может выразить свои претензии непосредственно директору ЦРУ и может потребовать лишения этого резидента полномочий представителя, если появившиеся противоречия не будут устранены в течение шести месяцев после их возникновения.

В директиве говорится, что на должность уполномоченного представителя ДНР должны назначаться компетентные специалисты разведки, способные решать самый широкий круг задач в интересах разведывательного сообщества США. Они обязаны немедленно информировать ДНР и руководителя ведомства, к которому прикомандированы, обо всех случаях возникновения проблем с эффективным выполнением ими своих функций.

Кроме того, в их обязанности входит участие в обеспечении неукоснительного выполнения соответствующими разведывательными структурами положений стратегических документов разведывательного сообщества, включая требования к сбору и обработке данных, формирования тесных отношений с представителями страны пребывания и максимального использования всех доступных ресурсов для решения разведывательных задач.

Представители ДНР должны отбираться из представителей руководящего состава организаций разведывательного сообщества, хорошо разбирающихся в вопросах обеспечения национальной безопасности и во внешнеполитических проблемах, имеющих ясное представление о целях, задачах и возможностях любого элемента разведывательного сообщества, знающих зоны ответственности и административные полномочия ДНР, а также разбирающихся в ситуации, сложившейся в стране пребывания или в регионе, и отчетливо понимающих назначение и задачи организаций, к которым они могут быть прикомандированы.

Следует отметить, что американская разведка сегодня, как уже говорилось, не только постоянно следит за своими гражданами и по-прежнему весьма активно крадет секреты зарубежных фирм, но и контролирует все учреждения на своей территории и в зарубежных странах, где Вашингтон и руководители спецслужб считают присутствие своей агентуры необходимым. Получается, что США и весь остальной мир до предела начинен американскими разведчиками и опутан шпионскими сетями. Все это делается под предлогом защиты США, других стран и развития демократических институтов. Но на самом деле они несут миру совсем не безопасность и демократию, а просто строят его под свои лекала.

ФИНАНСОВЫЕ БЕСПРИЗОРНИКИ

Как сообщила американская пресса, Белый дом, охарактеризовавший себя в день представления бюджета на 2017 финансовый год как «самую прозрачную администрацию в истории», практически ничего не сообщил своим гражданам о предстоящих расходах федеральных разведок. Общественность США не получила никакой информации о том, сколько из выплачиваемых ими налогов будет направлено в копилку каждого из 16 ведомств разведывательного сообщества (РС) США и в карман УДНР, как и о том, что они будут делать на эти деньги. Эти сведения, как всегда, за исключением редких случаев их намеренного раскрытия бывшими специалистами разведок, хранятся в глубокой тайне.

В пресс-релизе ДНР, посвященном вопросу ассигнований, которые должны быть выделены спецслужбам в будущем финансовом году, прозвучало заявление о том, что сообщение каких-либо данных о конкретных затратах любого разведывательного ведомства США, начиная с Агентства национальной безопасности и кончая мало кому известным Управлением космической разведки (National Reconnaissance Office), «может повредить национальной безопасности». В нем была дана ссылка на слова директора этой структуры Джеймса Клэппера, который сообщил американской общественности только общую сумму расходов, которую предполагается истратить в 2017 ФГ. Он объявил, что на реализацию программы национальной разведки (National Intelligence Program – NIP), раньше называвшейся национальной программой внешней разведки (National Foreign Intelligence Program), в рамках которой ведется разведывательная деятельность в зарубежных странах и проводятся мероприятия по повышению эффективности функционирования спецслужб и профессионального уровня их сотрудников, в предстоящем году потребуется 53, 5 млрд долл.

Коллега главного разведчика Америки по Белому дому, министр обороны Эштон Картер тоже озвучил только одну цифру будущих затрат на программу военной разведки (Military Intelligence Program – MIP). Военное ведомство намерено получить в будущем году 16,8 млрд.

Естественно, что причастные к контролю деятельности спецслужб США члены соответствующих комитетов обеих палат федерального парламента будут иметь полную информацию о расходах федеральных разведок, которая им будет сообщена на закрытых заседаниях. Конгрессмены и сенаторы, непосредственно не занимающиеся вопросами деятельности спецслужб, тоже могут получить по запросу доступ к этой информации. Однако, как сообщает американская пресса, многие из них не хотят предпринимать никаких усилий, чтобы повысить свою осведомленность в этой области, а может быть, считают журналисты, не делают этого по принципиальным соображениям. А Белый дом по-прежнему не желает раскрывать «черные бюджеты» своих спецслужб.

ЦИВИЛЬНЫЕ РЫЦАРИ ПЛАЩА И КИНЖАЛА

В составе 16 разведок Америки, общая численность которых, по данным двухлетней давности, превышала 100 тыс. человек, действует Центральное разведывательное управление (ЦРУ), оно непосредственно подчиняется президенту США, который с одобрения сената назначает его директора, и не входит в состав ни одного из американских министерств. Остальные восемь подразделений, являются управлениями гражданских федеральных министерств.

Про ЦРУ много говорить не приходится, о его делах и так достаточно хорошо известно. Но хочется привести два тезиса, в которых само это ведомство объясняет американцам и мировой общественности, чем оно занимается, и «рассказывает» о численности своих специалистов и расходах из федерального бюджета.

На сайте ЦРУ говорится, что «главной миссией Центрального разведывательного управления являются сбор, анализ, оценка и предоставление внешней разведывательной информации в целях содействия президенту и высокопоставленным представителям правительственных структур США в принятии решений, относящихся к вопросам национальной безопасности». О своих сотрудниках и расходах ЦРУ повествует так: «Информация о количестве сотрудников и о бюджете ЦРУ в настоящее время не подлежит оглашению». В американской прессе фигурирует информация о действительной численности сотрудников ЦРУ. Называется цифра более 21 тыс. человек. Американские СМИ также отмечают, что на 2013 ФГ главное шпионское ведомство Америки запрашивало 14,7 млрд долл. Сегодня эти цифры могут быть несколько выше.

В Госдепартаменте США вопросами разведки занимается Бюро разведки и исследований (Bureau of Intelligence and Research – INR), которое также именуется Информационным управлением. В этом подразделении трудится несколько сотен специалистов, а его бюджет составляет несколько десятком миллионов долларов.

В состав бюро входят административный и аналитический отделы, а также отдел оценок и разработки мероприятий. Это бюро предназначено для обеспечения Белого дома информацией по вопросам международной и военной политики, подготовка международных политических обзоров на базе разведывательных данных, а также открытых и закрытых бюллетеней по вопросам международной политики и безопасности. Его сотрудники осуществляют сбор и анализ секретных данных на политических, военных и других деятелей различных государств, руководят деятельностью информационных аппаратов американских посольств и других представительств за рубежом, формулируют перечни разведывательных задач для других подразделений Госдепартамента. Бюро также занимается изучением военного потенциала иностранных государств, оценивает влияние их военной мощи на международные отношения, анализирует ход переговоров по проблемам разоружения с участием представителей США и вырабатывает им рекомендации по ведению этих переговоров.

В Министерстве внутренней безопасности США разведывательные задачи решает Управление разведки и анализа (Office of Intelligence and Analysis – I&A). Это подразделение отвечает за развитие разведывательных служб в интересах министерства и осуществляет сбор, анализ и распространение данных в масштабах всего министерства, а также предоставляет необходимые сведения другим структурам РС США, которые на их базе осуществляют разработку мероприятий по защите США от внешних и внутренних угроз. Оно также занимается не только отслеживанием террористов, но и рядом других вопросов обеспечения охраны американцев.

Управление разведки и контрразведки Министерства энергетики США (Office of Intelligence and Counterintelligence) занимается анализом секретной информации в области атомной энергии и ядерных технологий, а также выработкой мер по защите секретных данных по атомным проектам американской атомной промышленности. Сотрудники управления проводят анализ разведывательной информации о деятельности России, Китая и других держав в области атомной энергии, участвует в разработке мероприятий воздушно-космической разведки по обнаружению районов и конкретных мест проведения ядерных испытаний. Оно также отвечает за организацию работ по оценке возможностей стран в области создания ядерного оружия, новых ядерных технологий и следит за деятельностью тех, кто осуществляет торговлю материалами для атомной промышленности.

Под эгидой Министерства юстиции действует ФБР (FBI), занимающееся проведением тайных операций. Это бюро является руководящим органом контрразведки и антитеррористической деятельности, а также федеральной правоохранительной структурой США. Оно подчиняется генеральному прокурору и ДНР. Руководству ФБР предоставлены полномочия по расследованию нарушений федерального законодательства страны и обеспечению безопасности государства, граждан нации и президента, в том числе путем сбора разведки агентурными и техническими средствами. На 2017 ФГ запрос этого ведомства составляет 9,5 млрд долл. Численность персонала ФБР в следующем году будет составлять 34768 человек, включая 12892 оперативных работников, 2999 аналитиков и 18877 сотрудников служб обеспечения.

В Министерстве финансов США разведывательной деятельностью занимается Управление контртеррористической и финансовой разведки (Office of Terrorism and Financial Intelligence – TFI), оно осуществляет сбор информации и подготовку экспертных оценок по экономическим и валютно-финансовым вопросам, изучение экономического положения иностранных государств, предупреждение о событиях и тенденциях в финансовой сфере, которые могут затронуть интересы безопасности США.


Комментарии 0