МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ

Иностранные спецслужбы

Stratfor: стоит ли верить «теневому ЦРУ»?
03.03.2015 · Иностранные спецслужбы

Stratfor: стоит ли верить «теневому ЦРУ»?

Stratfor: стоит ли верить «теневому ЦРУ»?
Американская организация Strategic Forecasting Inc. («Стратегическое прогнозирование», сокращенно Stratfor), которую с подачи Barron's Magazine называют «теневым ЦРУ», вдруг получила международную известность. Сайт разоблачений WikiLeaks начал публиковать попавшие к ним руки «секретные документы» теневых ЦРУшников. По словам сотрудников Джулиана Ассанжа, им удалось получить от хакеров, взломавших 24 декабря 2011 г. серверы Stratfor, около пяти миллионов писем за 2004–2011 гг. В основном, это переписка руководства Stratfor с высокопоставленными информаторами и секретными агентами.

Скандал уже нанес непоправимый ущерб репутации Startfor, потому что в сеть попали личные данные 50 000 сотрудничавших с этой компанией людей. В том числе реквизиты их кредитных карт и телефонные номера официальных лиц, часто очень высокопоставленных.

WikiLeaks утверждает, что у нее есть доказательства сотрудничества со Stratfor пакистанского генерала Хамида Гуля, возглавлявшего Межведомственное управление разведки Пакистана (ISI) и якобы планировавшего теракты против сил НАТО в Афганистане в 2006 г. Не менее интересно выглядят и утверждения о слежке за активистами, добивавшимися получения компенсации для пострадавших в результате аварии на заводах компании Dow Chemical/Union Carbide в индийском Бхопале в 1984 г.

Хотя часть писем представляется явно сомнительной. Так, газета l'Espresso со ссылкой на WikiLeaks сообщает о том, что по документам Stratfor израильским коммандос еще в ноябре 2011 г. удалось ликвидировать наземную иранскую ядерную программу. Причем там же, в документах «теневого ЦРУ» говорится, что этими «коммандос» оказались курдские повстанцы или иранские евреи.

Есть и довольно забавные утверждения. Например, что Coca-Cola использовала Stratfor для шпионажа за активистами американской организации Peta, защитниками животных, которые якобы мешали ее бизнесу.

В других документах, например в переписке руководства Stratfor с аналитиком Рива Бхалла, ему поручается контроль за финансовым, сексуальным и психологическим здоровьем венесуэльского лидера Уго Чавеса. Судя по апрельским электронным письмам своему агенту Корену Зучу, Stratfor внимательно следил не только за здоровьем Чавеса, но и за здоровьем его боливийского союзника, президента Эво Моралеса. В какой-то момент, как пишет Бертон, «мы были готовы спланировать историю со случайным инцидентом с вертолетом Чавеса. Однако судьба обоих клоунов — и Чавеса, и Моралеса – принадлежит Конгрессу, который считает, что пускай они остаются».

Также нам обещают появление ряда «сенсаций», касающихся России. Для затравки среди ничего не значащей горы переписки появилась информация о возможном сотрудничестве генпрокурора Юрия Чайки с иностранными спецслужбами.

Но что же такое в действительности представляет собой Stratfor? Это «частная аналитическая корпорация» основанная в 1996 г. в городе Остин в Техасе. По сути — «частный наемник от разведки». Возвышение Stratfor произошло благодаря помощи, которую компания оказывала правительству США во время войны против Югославии в 1999 г.

Основателем Stratfor был известный политолог Джордж Фридман, который до сих пор остается бессменным руководителем агентства. Второй человек в руководстве – вице-президент Фред Бартон, бывший особый агент Службы дипломатической безопасности Госдепа. Он участвовал в расследовании убийства премьер-министра Израиля Ицхака Рабина и арестовывал Рамзи Юсефа, вдохновителя первого теракта во Всемирном торговом центре в 1993 г. Со Stratfor он открыто начал сотрудничать в сентябре 2007 г. и менее чем за два года поднялся на вторую позицию после Фридмана.
 
Руководство Stratfor выставляет свою компанию авторитетным центром геополитического анализа, способным раньше других сообщить сенсационные новости, подготовить квалифицированные аналитические обзоры происходящих событий и дать верный прогноз того, что будет.

Сама корпорация позиционирует свой стиль работы так: «интеллект против журналистики». Это если и не исключает, то снижает вероятность проколов и ляпов, характерных для многих СМИ. Как бы там ни было, но на Западе многие СМИ ссылаются на Stratfor как на эксперта в вопросах геополитического анализа и международной безопасности.
 
С открытой частью работы агентства любой может ознакомиться на сайте компании, там даже есть русскоязычная версия. Но в открытом бесплатном доступе находится лишь часть информации. Чтобы получить все остальное, требуется специальная подписка.

Наконец, существует и секретная заказная работа Stratfor, которую руководство агентства старательно окружает завесой таинственности. Полный список клиентов Stratfor держится в секрете. Но руководство не скрывает, что в число главных заказчиков входят правительственные структуры США.

Принято полагать, что в первую очередь Stratfor интересует лишь большая геополитика. Но это не совсем так. Агентство принимает заказы и у частных компаний. Так, после сотрудничества со Stratfor исполнительный директор Goldman Sachs Шиа Моренс инвестировала в агентство солидные суммы денег, войдя в совет директоров агентства. Еще одним заказчиком работы Stratfor была финансовая компания MF Global, известная как один из крупнейших мировых игроков на рынке фьючерсов.

Речь также шла и о возможном создании инвестиционного фонда под названием StratCap, который должен был использовать с выгодой для себя сведения, собранные международной сетью информаторов, для совершения финансовых операций. Вообще, Stratfor интересует все, что может принести деньги: от экономической информации до внутренней политики. Правда, в последнем случае ее данные тяжело отличить от слухов.

В чем смысл создания такой дублирующей частной разведывательной организации? Во-первых, частники такого рода избавлены от бюрократизма, который тормозит и затрудняет работу. Во-вторых, в государственных американских спецслужбах все же принято отчитываться за потраченные деньги, в том числе перед Конгрессом и порой довольно публично: это также создает неудобства для разведывательной работы. В частной же спецслужбе распределение средств происходит куда менее заметно и без лишней огласки, чреватой провалами.

Поддержка ореола секретности и таинственности – один из главных приотритетов в работе Stratfor. Так, в переписке ее руководства за 1 октября 2009 г. обсуждался вопрос о возможной передаче клиентам необработанной информации. Но от этого решили отказаться, потому что «излишняя демонстрация нашей внутренней работы негативно отразится на ореоле тайны. Никто не знает, как именно мы собираем информацию. Это одно из самых крутых качеств Stratfor». Ведь если предоставить такую информацию в первоначальном виде, то у клиентов может отпасть желание платить агентству те немаленькие деньги, которые оно получает.

Как показывает практика, большая часть «конфиденциальной» информации Stratfor поступает из открытых источников, включая СМИ. Удельный вес по-настоящему уникальной информации в Stratfor вряд ли составит даже 10%. Все остальное ее аналитики берут из газет, интервью, опубликованных докладов, выступлений на конференциях и так далее.

Разумеется, агенты Stratfor крутятся там, где есть большие деньги, особенно в виде военных контрактов. Например, в сентябре 2009 г. Бразилия объявила тендер на закупку истребителей. Чтобы помочь американским производителям, в дело вступил Stratfor, собравший «конфиденциальную» информацию об их конкурентах – шведском Saab и французском Dassault. Потом выяснилось, что аналитики «теневого ЦРУ» просто сделали анализ статей в СМИ и материалов, выложенных на сайтах вышеупомянутых компаний.

Stratfor, конечно, пользуется информацией и советами бывших кадровых или действующих сотрудников спецслужб, а также дипломатов. Но их среди информаторов агентства совсем немного, и они легко теряются в толпе журналистов, бизнесменов, военных и политиков разного ранга.

Даже обширные связи директора Stratfor Джорджа Фридмана не всегда помогают получить нужную информацию. В обнародованной WikiLeaks переписке, Фридман сам жалуется на то, что люди, которые «много знают, (а среди них его старые знакомые Генри Киссинджер, экс-директор ФРС и советник Обамы Пол Волкер, министр финансов при Рейгане и Буше Николас Брейди) дают лишь более-менее общеизвестные данные или свою интерпретацию происходящего, тогда как Stratfor нужны голые факты».

Некоторые из «конфиденциальных информаторов» Stratfor оказались его штатными сотрудниками. Например,  агент «Джеронимо», добывавший информацию в Госдепе США. Под этой кличкой скрывался второй человек из руководства компании Фред Бартон, прежде работавший в службе безопасности Госдепа.

А вот пример того, как Stratfor делает сенсации. В письме от 13 сентября 2010 г. эксперт Шон Нунан пишет, что начинает работать над статьей для The New York Observer о строительстве исламского центра возле места терактов 11 сентября в Нью-Йорке. На помощь Нунану приходит сам вице-президент Stratfor Фред Бертон и сообщает журналисту, что ответственный за строительство исламского центра имам – агент ФБР. Ничего, что доказательств у Бертона нет: ему можно верить на слово, он ведь работает в Stratfor.

Впрочем, было бы несправедливо обвинять Stratfor в том, что его работники лишь умело заворачивают в красивую обертку то, что и так лежит на виду. Иногда Startfor действительно удается получить документы до их публикации. В частности, это касается данных по долговому кризису в Ирландии, добытых рейтинговым агентством Moody’s. Впрочем, для самих США это не была такая уж важная информация.

Как бы там ни было, надо отдать должное руководству Stratfor, которое умело раскрутило свой проект и зарабатывает на нем, судя по всему, немалые деньги. Но это совсем не означает, что каждому заявлению теневых ЦРУшников можно верить
Комментарии 0