МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
Кому Россия дарит деньги
11.02.2018 · Экономика и промышленность

Кому Россия дарит деньги

Почему наша страна предоставляет своим соседям многомиллионные кредиты, не требуя при этом их возврата

Кому Россия дарит деньги
Фото: DPA/TASS

Российская Федерация простила Киргизии 240 миллионов долларов долга. С 2013 года сумма списанных кредитов Бишкека составила около 500 миллионов долларов. Бессмысленно обсуждать, почему эта страна не смогла вернуть долги, ибо в экономическом и финансовом плане это самое натуральное failed state. Государственный внешний долг Киргизии на декабрь 2017 года составил более 4 миллиардов долларов или более 55% ее ВВП. При этом РФ как кредитор занимала в нем относительно скромное пятое место после Экспортно-импортного банка Китая (1,7 миллиарда долларов долга), Всемирного банка (650 миллионов долларов), Азиатского банка развития (почти 600 миллионов долларов) и японского агентства JICA (242 миллиона долларов).

Внешнеторговая деятельность для Киргизии полностью убыточна (в 2016 году экспорт составил 1,5 миллиарда долларов, импорт — 4 миллиарда долларов), дефицит платежного баланса с трудом покрывается инвестициями, кредитами и переводами от гастарбайтеров из РФ и других стран (в 2016 году объем переводов только из РФ составил почти 1,8 миллиарда долларов). В общем, стрясти с Киргизии в таких условиях деньги практически невозможно, а политические амбиции по созданию и развитию ЕвразЭС надо хоть чем-то подкреплять.

Возня с киргизским долгом заняла четыре последних года и надо признать, что РФ тут отделался относительно малой кровью:

О списании долга стороны договорились в июне прошлого года, во время визита киргизского президента Алмазбека Атамбаева. Речь идет о списании Киргизии остатков ее задолженности на общую сумму $ 240 млн. Первую часть долга — $ 188,9 млн — Россия списала еще в 2013 году. Тем не менее Киргизия осталась должна еще $ 300 млн. Так как Киргизия не была способна вернуть долг, страны договорились списывать его по $ 30 млн в год. К маю 2017 года, когда было предложено списать киргизский долг полностью, было списано только $ 60 млн.

«Было обращение киргизской стороны, чтобы списать; мы пошли навстречу нашим партнерам, и сегодня было подписано соглашение о списании долга в объеме $ 240 млн», — говорил РБК министр финансов Антон Силуанов.

Читайте также

Полмиллиарда потерянных долларов — это печально, но не так много на фоне того, что еще в 2012 году Киргизия запланировала за счет РФ мега-проект строительства целого каскада гидроэлектростанций общей стоимостью то ли в один, то ли (что более реалистично) в целых два миллиарда долларов:

В 2012 году РФ и Киргизия заключили межправительственное соглашение о масштабном проекте создания в этой нищей азиатской стране крупного комплекса гидроэлектростанций. Речь шла сразу о двух смежных проектах: Камбартинской ГЭС-1 (с 2006 года РФ помогала Киргизии с достройкой Камбартинской ГЭС-2, которую начали строить еще в 1987 году, но с 1992 года забросили) на притоке Сырдарьи реке Нарын, а также целом каскаде гидроэлектростанций (ГЭС) на этой же реке. Речь идет о т.н. Верхне-Нарынском каскаде ГЭС (в его составе — Акбулунская ГЭС, Нарынская ГЭС-1, Нарынская ГЭС-2, Нарынская ГЭС-3).

Проектная мощность четырёх гидроагрегатов Камбартинской ГЭС-1 должна была составить 1860 МВт, предполагаемый годовой объём выработки электроэнергии — 5,1 млрд кВт⋅ч. Проект должны были реализовывать специалисты российских компаний ОАО «РусГидро» и «Интер РАО ЕЭС». Совокупная проектная установленная мощность ГЭС Верхне-Нарынского каскада должна была составить 237,7 МВт, среднегодовая выработка электроэнергии — 942,4 млн кВт·ч. Стоимость этого проекта (с учетом Камбартинской ГЭС-1) неуклонно росла: с 400 миллионов долларов в 2013 году до почти 2 миллиардов долларов в 2016 году неофициально. По бумагам, конечно, сейчас стоимость этих ГЭС оценивается в 730 миллионов долларов.

К счастью для российских налогоплательщиков, из-за технических проблем и финансового кризиса 2014−2015 годов «РусГидро» не смогла приступить к реализации этого безумия. Однако, у РФ существует еще немало проектов, которые ядро Северной Евразии реализует за свой счет и в долг при условии, что никто ей эти долги возвращать не будет. Особенно «хорошо» идет дело в области атомной энергетики. Вот только некоторые из этих проектов:

  1. Строительство Белорусской АЭС. РФ потратит на нее 10 миллиардов долларов, и после введения этой АЭС в строй в 2019—2020 годах Белоруссия серьезно снизит закупки газа у «Газпрома» (на несколько сотен миллионов долларов) и прекратит импортировать электроэнергию из РФ (на несколько десятков миллионов долларов). Таким образом, «синеокая» полностью за счет РФ решит свои проблемы в электроэнергетике. Белоруссия — замечательная страна сама по себе и как бы союзник России, который, правда, не признал ни независимость Абхазии и Южной Осетии, ни вхождения Крыма в состав РФ. Поэтому тут с натяжкой, но еще можно списать такие расходы на «братскую помощь» (хотя мы все помним, что у состоявшихся наций никогда не бывает «братьев»).

Другие страны ведут себя намного хуже и гаже Белоруссии, но им Ресурсная Федерация тоже готова щедро выделять десятки миллиардов долларов.

  1. Узбекистан и строительство АЭС. В 2016 году РФ списала этой стране 865 миллионов долларов долга. Качество этого «долга» было посредственным, но совершенно не понятно, что получила взамен Москва. И тем более, что сам Узбекистан в отличие от экономического зомби Киргизии не является неплатежеспособным государством. В декабре 2017 года стало известно, что РФ планирует построить и профинансировать полностью АЭС в этой замечательной стране. Поскольку проект предполагается идентичным белорусскому, то российским налогоплательщикам предстоит раскошелиться еще на 10−11 миллиардов долларов, как минимум. Эти деньги Узбекистан, разумеется, никогда возвращать не будет.
  2. Строительство АЭС «Аккую» в Турции. Общая стоимость этого проекта оценивается в 20−22 миллиарда долларов и 49% компании-оператора российский «Росатом» планирует продать до конца 2018 года, но получит ли он 10 миллиардов долларов инвестиций — большой вопрос. Окупаемость проекта этой АЭС — порядка 20−25 лет, но скорее всего, в этой графе можно смело ставить «никогда». Так что на фоне этого мега-распила поставки Анкаре в кредит в 2,5 миллиарда долларов «безаналоговых комплексов» С-400 — просто утренник в детском садике.

Вообще, российские налогоплательщики — люди состоятельные, поэтому они с радостью оплатят и 10 миллиардов долларов для энергетики Белоруссии, и столько же для Узбекистана и Бангладеш, где «Росатом» строит еще одну АЭС, 20 миллиардов с лишним для Турции, это не говоря уже о мелочевке вроде Киргизии. Самое смешное, что география мега-распилов включает даже вполне себе развитые государства с платежеспособным спросом. Но и там конфигурация российских инфраструктурных проектов такова, что ждать возврата вложенных средств — бессмысленное занятие.

Например, на АЭС «Ханхикиви-1» в Финляндии «Росатом» потратит до 2,4 миллиардов евро из средств государственного Фонда национального благосостояния, плюс он уже вложил 600 миллионов евро в покупку 34% акций компании-оператора Fennovoima. Это не говоря уже о субсидиарной ответственности за внешние кредиты Fennovoima. Окупаемость же этой АЭС составит в самом лучшем случае не менее 25 лет, если говорить честно — то никогда. Тем не менее, для жителей Финляндии (подушевой ВВП 43−44 тысячи долларов) станцию оплатят российские налогоплательщики с подушевым ВВП в 8700 долларов. Еще хуже экономика проекта «Пакш-2», включающего в себя строительство двух новых энергоблоков (по сути, новой АЭС) в Венгрии. Строительство стартует в этом году, РФ заплатит от 10 миллиардов долларов, срок окупаемости проекта (навскидку) — от 25 лет, то есть, опять никогда.

Можно, конечно, возразить, что подобные инфраструктурные проекты в атомной энергетике всегда имеют очень длительную окупаемость, а без кредитных средств их просто невозможно выполнить. Но почему они делаются за государственный счет страной, где даже по официальным данным, более 20 миллионов человек живут за чертой бедности, а 40% работающих россиян получают менее 19 тысяч рублей (300 евро) в месяц? Это притом, что реальные доходы населения страны падают уже четыре года подряд, а цены на электроэнергию, газ и тарифы ЖКХ уверенно растут каждый год? Если богатенькой Финляндии или успешному Узбекистану так нужна АЭС, пусть они сами ищут финансирование и предлагают российским машиностроителям контракт. Или японцам, французам или американцам. А если им АЭС не по карману, как Белоруссии, пусть покупают газ у «Газпрома». Who cares?

Самое забавное произойдет в «атомном распиле» в ближайшие годы, когда обитатели Незалежной вспомнят, что им кровь из носу нужно модернизировать энергоблоки на всех своих четырех АЭС, а сделать это самим не удалось. Тогда мы еще увидим надувание щек в Кремле и очередной «транш януковичу» в несколько миллиардов долларов. Только на этот раз государству, где на каждом перекрестке пропагандисты визжат о «вековой войне с северным соседом». Долг, разумеется, возвращен также не будет.

Комментарии 0