МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ
«Вагнер» идет в Нигер за ураном?
15.08.2023 · Ядерная, химическая и биологическая угроза

«Вагнер» идет в Нигер за ураном?

9,8K прочитали

 

Генерал Салифу Моди, один из нигерских офицеров, захвативших власть в результате военного переворота, посетил соседнее государство Мали на фоне распространяющихся предположений о возможном интересе новых властей Нигера к группе Вагнера, присутствующей в стране, сообщает CNN.

В Мали за «поддержкой»?

По данным агентства, глава Мали Ассими Гоита принял в среду Моди и большую военную делегацию Нигера и провел важные переговоры с ними.

Моди назвал встречу «частью сложного регионального контекста» и поблагодарил малийские власти «за их поддержку и сопровождение после захвата власти CNSP (Национальный совет спасения родины)».

Сотни бойцов «Вагнера» размещены в Мали по приглашению военного руководства страны для подкрепления его власти и недопущения мятежей, которые могут возникнуть в районе, где сходятся границы Мали, Буркина-Фасо и Нигера, отмечает CNN.

«Вагнер» не против

То, что после переворота Нигер может попасть в орбиту интересов «Вагнера» (и наоборот), подтверждают и недавние заявления лидера ЧВК Евгения Пригожина. Он приветствовал переворот, намекнув, что его ЧВК способна оказывать помощь в ситуациях, подобных той, что разворачивается в Нигере.

«То, что произошло в Нигере, назревало годами, — сказал Пригожин. — Бывшие колонизаторы пытаются держать в узде народы африканских стран. Чтобы держать их в узде, бывшие колонизаторы наполняют эти страны террористами и различными бандформированиями. Таким образом, создается колоссальный кризис безопасности».

Затем последовало фактически предложение, охарактеризованное CNN как «рекламная презентация» услуг ЧВК для Нигера.

«Население страдает. И в этом причина любви к ЧВК Вагнера, в этом высокая эффективность ЧВК Вагнера. Потому что тысяча бойцов ЧВК Вагнера способны навести порядок и уничтожить террористов, не давая им причинить вред мирному населению государств».

В США не сомневаются…

О том, что «Вагнер» может в скором времени оказаться в Нигере, заявляют и официальные лица США. «Я не удивлюсь, если „Вагнер“ попытается использовать эту ситуацию в своих интересах, как они пытались использовать в своих интересах другие ситуации в Африке», — заявил официальный представитель Госдепартамента США Мэтт Миллер.

Урановый Нигер

 
Добыча урана.© flickr.com

В том, что отныне «освободившийся от колонизаторов» Нигер окажется в центре масштабных геополитических страстей, нет никаких сомнений. Причина тому — залежи урана, столь востребованного сегодня в свете тотальной перестройки мировой энергетики.

В 1950-х годах в окрестностях заброшенного поселения Арлит в засушливых хребтах северного Нигера французские геологи обнаружили этот ценный минерал. Это положило начало массовым разработкам, превратившим Нигер в седьмого по величине производителя урана в мире. В 2022 году на рудники, окружающие Арлит, приходилось 25% всего импорта урана в Европейский союз. Однако вся эта идиллия может схлопнуться в одночасье из-за произошедшего в стране переворота. Активная эвакуация представителей Франции из Нигера не оставляет сомнений, что исход будет именно таким.

Рука Москвы?

Сразу стоит отметить, что нет никаких прямых свидетельств российского следа во всем происходящем и произошедший в стране переворот, очевидно, имел под собой чисто внутренние причины. Однако так же совершенно очевидно, что новые военные власти и население Нигера не прочь увидеть российский триколор на своей территории взамен французского.

Так, в столице страны Ниамее толпы сторонников переворота размахивали российским флагом, осуждая французский империализм. Очевидно, что такая любовь ко «всему русскому» передалась в Нигер из соседнего Мали, где «Вагнер» активно действует с момента произошедшего там переворота.

Приведенные выше заявления Пригожина не оставляют сомнений, что «музыканты» в ближайшее время попытаются распространить свое влияние и на «освободившийся» урановый Нигер.

Московский урановый пул

 
Основные мировые производители необогащенного урана.

Как отмечает Bloomberg, если Нигер в той или иной форме попадет в российскую урановую орбиту, мир окажется в еще большей зависимости от Москвы и ее партнеров в части атомной энергетики.

Прежде всего, это Казахстан и Узбекистан, входящие в число ведущих мировых производителей урана, на долю которых приходится около 50% добываемых в мире запасов. Вместе с Россией и потенциально Нигером доля «московского уранового пула» подскакивает до чуть более чем 60%.

Важно понимать, что члены «пула» даже при всем своем желании вряд ли смогут его покинуть, переметнувшись на сторону Западных производителей ядерного топлива.

Дело в том, что сам по себе уран — это лишь незначительная часть так называемого ядерного топливного цикла. Хотя Россия является лишь шестым по величине производителем урана в мире, она обладает крупнейшим парком мощностей по переработке (обогащению) добытого урана в ядерное топливо для гражданских реакторов. При этом основная часть урана, добытого в Казахстане и Узбекистане, может перерабатываться только на этих мощностях. Поскольку на долю обогащения приходится основная часть стоимости готового ядерного топлива, поставки необогащенного урана из этих стран на Запад или в Китай не имеют особого экономического смысла.

Стратегическая уязвимость США


 

По данным Всемирной ядерной ассоциации (World Nuclear Association), на Россию приходится почти 45% мирового рынка конверсии и обогащения урана. Как отмечает Bloomberg, такое положение дел привело к тому, что официальные лица США назвали «стратегической уязвимостью».

Около трети всего обогащенного урана, потребленного в прошлом году американскими энергетическими компаниями, поступило из России, и это обошлось им почти в миллиард долларов. По этой причине с начала конфликта на Украине США так и не решились на запрет импорта российского ядерного топлива.

Первые 50 лет ядерной эры США оставались полностью самодостаточными игроками на рынке ядерного топлива. Но с окончанием холодной войны они в значительной степени отказались от добычи урана и, что особенно важно, от сложных процессов конверсии и обогащения. По словам главы Национальной лаборатории штата Айдахо при Министерстве энергетики США Джона Вагнера, сегодня США в значительной степени «зависят от международных источников ядерного топлива, в том числе от стран, которые не заботятся о наших интересах».

Как отмечает Bloomberg, тот факт, что Россия стала доминировать в индустрии ядерного топлива, — это сочетание геологической удачи, инженерных инноваций и благонамеренной дипломатической сделки, заключенной Москвой и Вашингтоном сразу после распада Советского Союза.

Важный момент заключается в том, что Россия обладает собственными урановыми месторождениями, что делает ее важнейшим игроком в отрасли. Еще более важен тот факт, что в СССР и России была разработана система обогащения урана, которая оказалась значительно менее энергоемкой, чем метод, предпочитаемый французскими и американскими компаниями. Это обеспечило сегодняшней России главное преимущество на рынке ядерного топлива.

В 1993 году США и Россия договорились о так называемой программе «мегатонны в мегаватты». В соответствии с ней высокообогащенный уран из бывших советских ядерных боеголовок был преобразован в низкообогащенный уран и отправлен в США для гражданских атомных станций. Это привело к тому, что американская промышленность по обогащению урана не могла конкурировать с российской и постепенно деградировала.

Еще до начала конфликта на Украине американская атомная промышленность била тревогу из-за своей зависимости от иностранных компаний. С тех пор руководители и правительственные чиновники говорят уже о полномасштабном кризисе. Последние события в Нигере позволяют говорить о провале позиций Запада на мировом рынке ядерного топлива.

Есть ли выход?

Точного ответа на этот вопрос пока не существует. Нет сомнений, что США и Франции придется прибегнуть к мобилизации всех имеющихся технических ресурсов, чтобы избавиться от зависимости.

Вашингтон и Париж могли бы разработать план увеличения производства за счет повторного открытия законсервированных заводов по производству ядерного топлива, а также усилить дипломатическую и военную поддержку стран — производителей урана.

Все это обещает стать крайне недешевым предприятием. Впрочем, иного выхода у США, Франции и ряда других стран просто нет, так как заявленный ими «зеленый переход» предполагает отказ от углеводородного топлива, заменить которое на «переходном этапе» может только ядерная энергия.

Максим Легуенко, обозреватель «Ридуса», заместитель главного редактора

Комментарии 0