МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ

Мониторинг СМИ

Журавель Валерий Петрович
Вопросы противодействия терроризму в современной России в 2012 году
20.02.2013 · Терроризм и экстремизм · Мир и политика
Терроризм представляет угрозу национальной безопасности Российской Федерации, его национальным интересам. В связи с этим устранение террористической угрозы рассматривается в качестве одного из приоритетов внутренней и внешней политики нашего государства.
2012 год в истории России был непростым в укреплении национальной безопасности государства. Периодическое осложнение ситуации на территории Северо-Кавказского региона, резкое обострение международной обстановки, в том числе на севере Африки и Ближнем Востоке, ряд резонансных террористических актов в мире, усиление радикальных течений в исламе, все это в совокупности создавало фон и определяло меры борьбы с терроризмом на территории нашей страны.
В последние годы органами исполнительной и законодательной власти России были приняты решения, которые значительно усилили правовую и организационную основу для борьбы с терроризмом. Все это в значительной мере позволило стабилизировать ситуацию в борьбе с терроризмом в стране. Так, если в 2010 году было совершено 23 террористических акта, то в 2011 году – 10 и соответственно 779 и 365 преступлений террористической направленности. Вырос до 80 процентов уровень раскрываемости этих преступлений.
В 2012 г. в стране было зарегистрировано более 260 преступлений террористического характера. Выступая на заседании коллегии Федеральной службы безопасности 14 февраля 2013 г., Президент РФ В.В.Путин отметил, что в истекшем году расследованы и предотвращены десятки преступлений террористической направленности – в целом 99 таких преступлений, в том числе 6 терактов.
Директор ФСБ России А.В. Бортников сообщил, что спецслужбам удалось пресечь деятельность «ряда одиозных бандглаварей», причастных к организации терактов. Задержаны более шестисот боевиков и их пособников, в том числе 48 главарей банд. Раскрыты некоторые резонансные преступления, в том числе теракты смертников в московском метро в 2010 году и взрыв в аэропорту Домодедово в 2011-м году. Осуществлено обследование состояния антитеррористической защищенности свыше девяти тысяч объектов критической инфраструктуры и мест массового пребывания людей. Оперативными штабами проведено более 320 антитеррористических учений, в ходе которых отработаны на практике планы ситуационного реагирования на различные виды террористических угроз. Он отметил повышение системности в работе антитеррористических комиссий и реализуемых ими профилактических мерах. В частности, в 66 субъектах Российской Федерации разработаны, обеспечены финансированием и реализуются целевые программы профилактики терроризма и экстремизма. Это позволило в текущем году принять дополнительные меры безопасности на объектах массового пребывания людей, прежде всего в Южном, Центральном и Северо-Кавказском федеральных округах.
Наибольшую угрозу представляет деятельность незаконных вооруженных формирований (НВФ) на территории Северного Кавказа, где совершается более 90% всех преступлений террористической направленности. Их деятельность направлена против сотрудников правоохранительных органов и силовых структур, представителей органов государственной власти и управления, официального мусульманского духовенства. Используя наличие социальных проблем, террористы и бандформирования пытаются придать терроризму форму социального протеста, с целью привлечь в свои ряды новых сторонников, особенно молодежи, с целью формирования террористической сети «молодежных джамаатов». Нередко в рядах боевиков встречаются дети высокопоставленных чиновников, студенты, экс-полицейские.
Религиозный фактор играет определенную роль в экстремистском поведении молодежи. Выражения социального протеста по поводу тяжелых материальных условий, социальной несправедливости, наряду с проявлениями преступности, в молодежном сознании находят религиозное оправдание. В Дагестане идет интенсивная религиозно-идеологическая обработка молодого поколения исламскими духовными лидерами, которые пытаются усилить процессы клерикализации общественной и государственной жизни. В этих условиях, как подчеркивает доктор юридических наук И.Бондаренко «надо вести соответствующую работу с молодежью, основном в возрасте от 15-17 лет, ведь именно они, неправильно поняв идеи справедливости, могут перейти к радикальным действиям». По данным полномочного представителя Президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) А.Г.Хлопонина в лес уходят от 800 до 1000 молодых людей. Все это требует глубокого изучения состояния кризисного социального самочувствия молодежи и их мотивов пополнения рядов боевиков. Не до конца выработаны и согласованы критерии реабилитации бывших участников НВФ.
Нынешний год знаменуется дальнейшим наращиванием и активизацией контртеррористических операций (КТО) на территории Северного Кавказа, прежде всего в Республике Дагестан и Кабардино-Балкарской Республике и Карачаево-Черкесской Республике.
Директор ФСБ России А.В. Бортников, выступая 10 апреля 2012 г. в Сочи на заседании НАК сообщил, что с начала 2012 года силами спецслужб удалось предотвратить 22 преступления террористической направленности. С января по апрель было возбуждено и переквалифицировано из ранее возбужденных 213 уголовных дел по признакам преступлений террористической направленности. Осуждено 46 человек, в том числе к пожизненному лишению свободы Ганиев и Амирханов - бандиты, участвовавшие в вооруженном нападении на Назрань в июне 2004 года, а также Магомедов и Ахмедов - организаторы и участники теракта у здания отдела полиции в Кизляре в марте 2010 года, где погибли 39 полицейских.
В 2012 году в результате КТО были уничтожены: Д.Муталиев- организатор теракта в 2010г. на рынке г.Владикавказа и подрыва смертника в августе 2010г. на трассе «Ростов-Баку», А.Занкишиев, который координировал террористическую деятельность бандгрупп в Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республиках, Ш.Нуцалханов - организатор предотвращенного теракта в г.Махачкале летом 2011г. В июне, июле были также нейтрализованы И.Магомедов, А.Магомедов, М.Газиков, А.Шамаев и др. В ходе спецопераций сентябре были уничтожены О.Нажмудинов, Р.Батырбеков, Ш.Ульбашев.В октябре вРеспублике Татарстан уничтожены 2боевика, в результате удалось предотвратить теракт, который планировалось совершить во время празднования мусульманского праздника Курбан Байрам .
По информации представителя НАК в результате широкомасштабной спецоперации против бандподполья, проведенной в сентябре-октябре в ряде регионов Северного Кавказа, были ликвидированы 49 боевиков, 50 задержаны или склонены к явке с повинной. Обнаружены и уничтожены более 90 стоянок и баз боевиков, вскрыты 26 схронов. В частности, спецназ ФСБ России и подразделения МВД в частном доме Нальчика нейтрализовали главарей бандподполья Кабардино-Балкарии Батырбекова, Ульбашева, Каркаева, Тутова, на счету которых убийство судьи Быкова в Баксане, двух сотрудников ФСБ, а также многочисленные убийства полицейских, в том числе заместителя начальника Центра противодействия экстремизму МВД КБР, командира спецподразделения МВД, а также военного летчика в школе Нальчика. В подвале детского сада поселка Хутрах в Дагестане нейтрализован главарь «цунтинской» бандгруппы Магомедов и четверо бандитов, которые в 2010 году зверски убили двух местных жителей, а также подполковника Погранслужбы ФСБ России и его водителя. 31 мая в селе Цибари они подожгли школу и убили учителя физкультуры Заирбека Газимагомедова при выходе из мечети после молитвы. Выявлены и уничтожены лаборатория по изготовлению самодельных взрывных устройств, шесть готовых к применению устройств общей мощностью до 12 кг тротила. В лесном массиве Буйнакского района Дагестана нейтрализован Абдулкеримов, причастный к убийству начальника отделения ФСБ в Цумадинском районе. В 2005 году Абдулкеримов был приговорен в Азербайджане к семи годам за участие в террористической деятельности.
В ноябре в Республике Дагестан был уничтожен главарь «губденской бандгруппы» Т.Таймасов. 19 декабря в городе Назрани при оказании сопротивления сотрудникам спецподразделений ФСБ России были нейтрализованы ответным огнем: А.Халадов (главарь так называемой «курчелоевской» банды); М.Кациев, (главарь так называемой «назрановской» бандгруппы). Халадов являлся одним из организаторов нападения на село Хоси-Юрт Гудермесского района Чечни в августе 2010 года и подготовки терактов с использованием «смертников», в т.ч. на административной границе Республики Ингушетия и Республики Северная Осетия-Алания в октябре 2012 г. 26 декабря на территории Баксанского района Кабардино - Балкарской республики были уничтожены А. Лампежев, А. Факов. Они являлись активными членами бандподполья и были причастны к ряду преступлений террористического характера. Это основной перечень самых значительных результативных КТО.
При проведении этих операций, как отмечает заместитель Министра – главнокомандующий внутренними войсками МВД России генерал армии Н.Е. Рогожкин войска и правоохранительные органы действуют «очень прицельно, избирательно, точечно – по выявленным группам вооруженных бандитов, которые прячутся в домах, в схронах, бегают по горам и лесам».
В 2012 году в стране был сделан значительный шаг в совершенствовании федеральной антитеррористической правовой базы, основы которой были заложены в Федеральном законе «О противодействии терроризму» (2006 г.).
Так, 16 июня 2012 г. Президент РФ подписал Указ «О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства». Указом определяется три уровня террористической опасности на отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) устанавливается: а) повышенный («синий») – при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения террористического акта; б) высокий («жёлтый») – при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения террористического акта; в) критический («красный») – при наличии информации о совершённом террористическом акте либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта.
Проведена большая работа по выработке дополнительных мер, направленных на усиление антитеррористической защищенности объектов транспорта и транспортной инфраструктуры, а также иных мест массового пребывания людей.
С 1 января 2012 вступил в силу в полном объеме Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».
Важное место в борьбе с терроризмом принадлежит международному сотрудничеству России. К важным мероприятиям в этом направлении следует отнести ХI Совещание руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов зарубежных государств - партнеров ФСБ России, которое состоялось в г. Москве в октябре 2012 г. По результатам состоявшихся обсуждений участники определили приоритетные направления многостороннего сотрудничества на ближайшую перспективу:выработка общих подходов к противодействию идеологии террористической деятельности и практики проведения совместных активных мероприятий по предотвращению ее дальнейшего распространения;последовательное повышение уровня доверия в области противодействия терроризму, которое позволит приумножить интегративный потенциал партнёрских взаимоотношений;поиск возможностей и создание условий для нейтрализации деятельности лидеров террористических организаций в разных регионах мира; ликвидация пособнической базы террористических организаций из числа их сторонников, проживающих за пределами национальных территорий; организация работы на упреждение в тех регионах мира, для которых пока не характерны регулярные серьёзные террористические проявления, но существуют объективные предпосылки для этого.
При активном участии Антитеррористического центр (АТЦ) СНГ и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) проведены международные антитеррористические учения «Дон–Антитеррор–2012». Вопросы совершенствования антитеррористической деятельности обсуждаются на ежегодных совещаниям руководителей национальных АТЦ стран СНГ и заседаниях Совета руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участниц СНГ. Активно работает Региональная антитеррористическая структура ШОС. 14 сентября 2012 г. в г.Чолпан-Аты (Кыргызская Республика) состоялось ее 21 заседание.
Большая роль в организации противодействия терроризму принадлежит Национальному антитеррористическому комитету (НАК), на которых рассматривались актуальные проблемы антитеррористической деятельности. В 2012 году состоялось 5 его заседаний под руководством Председателя НАК, Директора ФСБ России А.В.Бортникова.
33 заседание НАК прошло 9 апреля в г.Сочи. В рамках заседания были обсуждены проблемы безопасности олимпийских объектов. Был рассмотрен и одобрен «Паспорт антитеррористической защищенности Олимпийского объекта».
34 заседание НАК прошло 3 июля в г.Махачкале. В нем приняли участие руководители антитеррористических комиссий оперативных штабов всех субъектов СКФО, ответственные работники федеральных органов исполнительной власти, представители органов местного самоуправления, правоохранительных органов и спецслужб. На заседании рассматривался вопрос о состоянии, организации деятельности и профилактики угроз терроризма на территории Северного Кавказа и дополнительных мерах, направленных на повышение эффективности противодействия террористическо-экстремистским проявлениям. С учетом складывающейся обстановки были определены приоритетные направления по устранению причин и условий, способствующих формированию пособнической базы террористов, пополнению бандподполья за счет рекрутирования молодежи, распространению идеологии терроризма.
35 заседании НАК прошло 9 августа в г.Владивостоке, где проверялась готовность сил и средств к обеспечению антитеррористической безопасности саммита Азиатско-Тихоокеанского экономического сообщества 2012 г. в г. Владивостоке.
На 36 заседании НАК 9 октября 2012 г. в г.Нижнем Новгороде рассматривались вопросы безопасности и антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры. Кроме вопросов федерального уровня на заседании заслушивался доклад нижегородского губернатора Нижегородской области В.П.Шанцева. В частности, в выступлениях отмечалось, что в Нижегородской области существуют факторы, способные создать условия для возникновения угроз террористического характера. Это высокий уровень миграции граждан из других стран, наличие этнических диаспор и поликонфессиональный состав населения области. Однако, несмотря на эти обстоятельства, правоохранительными органами с начала 2012 года преступлений террористической направленности не зарегистрировано. Более того, намечена тенденция к снижению количества преступлений экстремистского характера.
37 совместное заседание НАК и ФОШ состоялось 11 декабря 2012 г. в г.Москве и было посвящено подведению итогов работы в 2012 году и определению приоритетных направлений деятельности на 2013 год. На заседании было отмечено, что кроме силовой составляющей в борьбе с терроризмом особый акцент необходимо придать постоянной работе с населением. Основным приоритетом деятельности НАК и ФОШ является выработка и реализация комплексных антитеррористических проявлений, повышение уровня безопасности и защищенности граждан, общества и государства.
В истекшем году совершенствовался состав НАК и Федерального оперативного штаба по должностям, что позволяло наиболее эффективно, профессионально решать вопросы борьбы с терроризмом.
К настоящему времени НАК выработал единую, целостную, комплексную государственную концепцию, учитывающая международные правовые акты и реалии государственного и общественного устройства страны. В нее входят решения Президента и Правительства России, Совета Безопасности Российской Федерации, самого НАК, антитеррористических комиссий субъектов РФ. В настоящее время они стали носить в большей мере упреждающий характер. Преодолена разобщенность действий силовых структур при проведении КТО.
В современных условиях антитеррористическая политика России является неотъемлемой частью государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности, суверенитета и территориальной целостности. Ее основные положения находят свое отражение Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации.
Одной из актуальных задач противодействия терроризму является «противодействие распространению идеологии терроризма и активизацию работы по информационно-пропагандистскому обеспечению антитеррористических мероприятий». За последнее время здесь сделано очень много. Важным является развенчание ореола членов бандформирований. Эту работу надо вести с учетом местных условий и обстоятельств. Важно поднять на новый уровень информационную работу, особенно в тех районах, где проводятся специальные оперативные мероприятия против террористов. Положительно, что противодействию идеологии экстремизма и терроризма будет уделена большая доля федеральной целевой программы «Антитеррор» на 2014-2018 гг.
Однако, несмотря на принимаемые государством и гражданским обществом меры, терроризм по-прежнему остается одной из основных угроз национальной безопасности России.
Определенные позитивные изменения, произошедшие в Северо-Кавказском регионе в последние годы (что в значительной степени связано с повышением эффективности деятельности органов государственной безопасности, правоохранительных органов центрального и регионального подчинения, ростом доверия общества к антикризисным мероприятиям власти), не позволяют говорить о полной стабилизации обстановки в этом регионе.
К сожалению, приходится констатировать, что и в обозримой перспективе Северный Кавказ России потребует к себе самого пристального внимания в силу конфликтности и напряженности процессов происходящих в нем.
Анализ причинного комплекса терроризма в России на современном этапе, на наш взгляд, говорит о том, что в последние годы уменьшаются внешние и сохраняются внутренние условия, влияющие на распространение угрозы терроризма на Северном Кавказе.
Основными внутренними условиями, влияющим на активность международного терроризма на Юге России, на взгляд А.Боташевой, являются: целенаправленное внедрение идеологии экстремизма и терроризма на территории Северного Кавказа; отсутствие опыта демократической конкуренции партий и движений; распространение идей этнической исключительности и превосходства; требования независимости; противоречия между центром и регионами; коррупция в органах государственной власти; отчужденность между властью и населением; чрезмерно неравномерное распределение доходов; рост безработицы; инфляционные процессы; криминализация экономики; рост преступности; отсутствие эффективной системы социальных гарантий населению; низкая эффективность взаимодействия государства с конфессиями; резкое снижение социальной защищенности населения; крайне недостаточное использование потенциала СМИ и средств массовой коммуникации для пропаганды патриотизма и толерантности; использование СМИ для завуалированной пропаганды этнофобии, расизма, насилия; снижение образовательного, культурного и правового уровня населения; слабость традиционных конфессий в идеологическом противостоянии религиозно-политическому экстремизму.
Следует отметить, что данные условия в практической жизни действуют в совокупности, происходит их трансформация, влияние некоторых из них в Северо-Кавказском регионе значительно ослабло, но вместе с тем, они оказывают еще существенное влияние на общественно-политическую ситуацию в целом по стране, на состояние ее национальной безопасности.
Анализ проявлений террористической активности на Северном Кавказе свидетельствует о том, что центр бандподполья в настоящее время сместился в Дагестан. Боевики регулярно совершает вооруженные нападения на военнослужащих армии и внутренних войск, сотрудников правоохранительных органов, а также представителей власти, духовенства. Эта республика привлекает боевиков и своей сложной религиозной обстановкой, и возможностью «вбить клин» между многочисленными этносами. Главным очагом напряженности в республике является северная часть территории Дагестана. Диверсионно-террористические группы действуют в основном на территориях Бабаюртовского, Казбековского, Кизилюртовского, Кизлярского, Хасавюртовского районов и в городе Хасавюрт.
Особенностью террористической обстановки на Северном Кавказе является покушения на мусульманских религиозных деятелей. Так, 23 марта в Буйнакске (Дагестан) на пересечении улиц в результате взрыва погибли имам центральной мечети Буйнакска Гитиномагомед Абдулгапуров и его охранник — сотрудник местного ОВД. Ранее в адрес имама поступали угрозы со стороны неизвестных лиц, и к нему для охраны был приставлен сотрудник полиции. В ночь на 29 июня в селе Карамахи в Дагестане неизвестные вооруженные люди проникли в здание мечети, убили имама Магомедкамиля Гамзатова и прихожанина, после чего подожгли здание мечети и скрылись.28 августа в селении Чиркей Буйнакского района Дагестана в результате взрыва террористки-смертницы в доме шейха Саида Афанди погибли семь человек, в том числе сама смертница и шейх. 11 октября в станице Троицкая Сунженского района Ингушетии был убит мусульманский религиозный деятель Юнус Ахильгов. 11 ноябряв селе Хаджалмахи Левашинского района Дагестана неизвестные обстреляли местного жителя Гаджи Алиева, который являлся имамом местной мечети. Мужчина был убит во дворе собственного дома. 26 декабря около селения Чми на окраине Владикавказа был расстрелян заместитель муфтия Северной Осетии Ибрагим Дударов. Убийство произошло, когда он возвращался домой, его расстреляли в упор, было произведено пять выстрелов.
Важная роль в борьбе с терроризмом на Северном Кавказе принадлежит армии, правоохранительным органам и специальным службам. На приеме в честь выпускников военных академий и университетов (28 июня 2012 г.) Президент РФ В.В.Путин отметил «Безопасность России определяет не только потенциал Вооруженных Сил. Важнейшую роль в ее обеспечении играют правоохранительные органы и специальные службы…Вы находитесь на передней линии борьбы с терроризмом, экстремизмом, преступностью, на вас возложена ответственность за укрепление стабильности и правопорядка в обществе, эффективное противодействие коррупции. Это непростые задачи, требующие и новых подходов, и современных знаний, и достойной мотивации». На встрече с офицерами, назначенными на высшие командные должности (18 июля 2012 г.) он указал, что «ключевую роль в противодействии террористической угрозе, защите интересов государства и общества, безусловно, играет Федеральная служба безопасности. Необходимо в упреждающем порядке получать информацию о любых видах преступных планов, своевременно реагировать на попытки дестабилизации социально-политической ситуации в стране в целом, и, конечно, особая забота для нас – Северный Кавказ. На торжественном вечере, посвященном Дню работника органов безопасности (20 декабря 2012 г.), отметил, что «Органы безопасности должны и дальше активно действовать на опережение, использовать весь арсенал превентивных мер…, спецслужбы должны опираться на поддержку общества, дорожить гражданским доверием, строго следовать нормам закона, быть в постоянном диалоге с людьми. Это залог успеха».
Следует также признать, что противодействие терроризму будет менее эффективно без комплекса мер по повышению качества жизни в республиках Северного Кавказа, снижению уровня безработицы. Важное место в решении этой задачи должно принадлежать принятой 13 декабря 2012 г. на заседании Правительства РФ государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года».Данная государственная программа направлена на стимулирование экономического развития регионов путем создания новых центров экономического роста, координацию инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений.
Кроме этого необходимо и дальше проводить работу по адресному регулированию внутренней миграции, воспитанию в обществе ценностей этноконфессиональной толерантности, усиливать взаимодействие государства с конфессиями на основе принципов секулярности и свободы совести, выработки государственной стратегии идеологического противостояния религиозному радикализму.
Местные власти до сих пор крайне медленно и неохотно ведут борьбу с пресловутой клановостью, которая неразрывно связана с коррупцией. Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации Н.П.Патрушев на совещании в г. Пятигорске (Ставропольский край) 31 октября 2012 г. отмечал «и действительно, как с ней бороться, если, например, глава местной администрации, федеральный судья и прокурор – родственники. Естественно, что никто из них друг друга увольнять и тем более сажать - не будет».
Необходим анализ и глубокая проработка микрополитики терроризма на Северном Кавказе. Речь должна идти об его идеологии, характере программ, целей и задач; логики аргументации и степени осознанности собственных действий; различий в мотивации и позициях участников террористической деятельности в разных районах и субъектах Северо-Кавказского региона.
На наш взгляд, выработать работоспособную систему мер борьбы с терроризмом возможно только в случае постоянного мониторинга изменений в его тактике. Угроза терроризма в определенной мере консолидирует наше общество, особенно после крупных террористических актов, но консолидация за счет образа врага имеет свои мобилизационные пределы.
В предупреждении терроризма необходимо учитывать и анализировать весь спектр мнений специалистов в различных областях знаний: социологов, политологов, экономистов, историков, террологов и др. В вопросах расширения социальной базы, вовлечения молодых людей в НВФ особенно важна точка зрения сотрудников ФСБ, МВД, Следственного комитета, а также спецслужб, которые непосредственно ведут борьбу с этим опасным явлением, были в служебных командировках в этих районах, непосредственно работали с местным населением, знают его менталитет.
Следует признать, что намечающиеся положительные тенденции в развитии СКФО все время находятся в зависимости от уровня террористических угроз. Любой теракт способен перечеркнуть все предыдущие достижения в обеспечении безопасности.
Необходимо дальнейшее повышение роли политической элиты в урегулировании обстановки и укреплении безопасности на территории республик Северного Кавказа. Неприемлемыми являются взаимные обвинения руководителей республик в неправомерных методах и способах борьбы с терроризмом, заявления об определении границ.
Террористические акты, вызванные национальным сепаратизмом и подрывной деятельностью религиозно-экстремистского бандподполья, заставляют государство постоянно акцентировать внимание на проблемах укрепления национальной и государственной безопасности, требует постоянного наращивания усилий по нейтрализации террористических угроз, чтобы не допустить распространения влияния международных террористических организаций на другие субъекты Российской Федерации.
Комментарии 0