МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ

Мониторинг СМИ

КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
10.02.2017 · Стратегическая безопасность
<!-- [if !mso]> v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);}

КОНЦЕПЦИЯ  СТРАТЕГИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ  ГОСУДАРСТВА

 

Глобальные вызовы современности в политике, экономике, науке и технике, которые выходят за пределы России или СНГ. Одни эти вызовы должны быть учтены, адекватно приняты и реализованы в процессе позитивного общественного переустройства, а другие решительно отклонены.

 

Безопасность государства — одна из качественных характеристик того конкретного исторического комплекса, существующего в определенных пространственных, временных, географических условиях, составными элементами которого являются общество и государство. Основными параметрами выступают: защищенность жизненно важных интересов государства и самого его существования, устойчивость основ устройства страны, наличие необходимого потенциала защиты страны от внутренних и внешних угроз.

В условиях глубокого системного кризиса России, охватывающего все области ее существования, усиления ряда действовавших ранее и возникших в более позднее время опасностей для коренных интересов общества и государства, степень защищенности этих интересов в принципе существенно снизилась. Сформировавшийся ранее механизм обеспечения безопасности страны явно не соответствует приоритетным задачам в этой области, новым условиям общественного развития.

Формирование же нового механизма идет противоречиво, недостаточно системно, с отставанием от объективных потребностей преобразования.

 

Государственная безопасность как специфический вид защиты политической власти, государства и рассматривается как такой же вид безопасности страны, который связан преимущественно со скрытыми угрозами для всех видов безопасности, различными видами общественных отношений и институтов (экономических, политических, информационных и т.д.), предполагающими использование специфических сил и средств государства для их отражения.

 

Формирование системы общенациональных интересов призвано способствовать достижению и сохранению гражданского мира в стране, остановить катастрофическое углубление социальных противоречий, дальнейшее отчуждение населения, распространение в общественно-политической практике насилия как метода борьбы.

Принципиальное теоретическое и практическое значение для становления системы обеспечения стратегической безопасности имеет исследование проблемы угроз для общенациональных интересов. Они представляют собой выражение различных социальных противоречий (внутри отдельных стран, между ними), которые приобретают определенную объективированную форму и несут опасность возникновения конфликтных ситуаций, кризисов, острых столкновений, изменений в среде обитания и др., могущих привести к тяжелым последствиям для безопасности страны, интересов личности, общества и государства.

Наряду с угрозами глобального и транснационального характера (экологический кризис, организованная преступность, наркобизнес, терроризм и др.) значительное внимание уделялось опасностям специфическим, свойственным для современной России. В частности, особенно подчеркивалась высокая степень опасности односторонней специализации страны в международном разделении труда, деиндустриализации России, утечки ее интеллектуального потенциала за границу, депопуляции и культурной деградации, территориально-политической дезинтеграции, криминализации экономики и др.

Выработка необходимых мер противодействия в первую очередь зависит от правильного понимания многообразия угроз.

В качестве основных видов угроз для безопасности государства можно выделить определенные социальные процессы в различных областях:

- углубляющаяся социальная поляризация населения;

- национальный или региональный сепаратизм;

- религиозный экстремизм, неконтролируемая миграция населения в Российскую федерацию;

- распространение правового нигилизма и т.п.;

- целенаправленную деятельность иностранных государств, зарубежных или российских организаций (в частности, намеренное противодействие интеграционным процессам в СНГ, разведывательно-подрывная деятельность иностранных спецслужб, лоббирование интересов структур организованной преступности в органах власти страны и т.д.);

- преступные посягательства на интересы общества и государства (установление коррупционных связей, акты терроризирования представителей власти, национальных предпринимательских кругов, насильственные преступления против собственности, акции незаконного оружейного бизнеса, наркобизнеса, преступное перераспределение собственности на основе злоупотребления правилами приватизации и многое другое);

- различные природные и техногенные катастрофы с тяжелыми последствиями и др.

 

Концепции стратегической безопасности России должна основываться на учете всего комплекса угроз безопасности, а именно реальных угроз, то есть формирующихся или уже сформировавшихся условий и факторов, негативно воздействующих на прогрессивное развитие страны, препятствующих или исключающих реализацию жизненно важных интересов общества и государства, а также и потенциальных угроз. Иначе система обеспечения безопасности страны будет обречена на замедленное реагирование, запаздывание с принятием мер защиты, а в итоге — на малую эффективность, что мы видим в настоящее время.

В качестве основных источников рассматриваемых угроз выступают различного рода социальные противоречия, которые возникли либо существенно обострились в обстановке современного переходного периода. Это противоречия в экономике, политике, идеологии, социальной структуре населения, в укладе государственной жизни, межнациональных и межконфессиональных отношениях и другие.

Серьезным источником угроз для безопасности страны является неоптимальное сочетание революционных и эволюционных форм происходящей замены одного общественного строя другим, затяжной характер целого ряда существующих противоречий, приобретающих характер конфликта, длительное сохранение социальной напряженности и конфронтационности в обществе. Воздействие на имеющиеся противоречия с целью своевременного их разрешения — это важнейший способ предупреждения или раннего снятия угроз для безопасности страны. Но он, как правило, требует комплексного влияния государства и общества. Это убедительно подтверждается, например, всей историей межнациональных конфликтов в стране.

Вопрос о носителях (субъектах) угроз находится в соответствии с видами угроз. В частности, носителями угроз со стороны различных негативных процессов (националистических, сепаратистских, антиконституционных и т.п.) являются определенные движения, социальные слои населения отдельных регионов и т.д. Субъектами целенаправленной организованной деятельности, представляющей опасность для национальных интересов страны, могут выступать иностранные государства, зарубежные организации различного профиля (экономические, финансовые, политические, военные и др.), те или иные российские политические партии, общественные организации (например, националистические или религиозно-политические, экстремистские структуры, незаконные вооруженные формирования, антиконституционные организации и др.).

Наконец субъектами (носителями угроз) могут быть отдельные лица или группы лиц, действующие как организаторы и исполнители определенных противоправных действий, посягающих на интересы национальной безопасности России.

Весьма актуальна, например, задача поиска и активного применения адекватных государственных и общественных мер противодействия преступным сообществам как субъектам организованной преступности, различным структурам — носителям воинствующего политического экстремизма и сторонникам использования насилия в антиконституционных целях, движениям сепаратистского характера, подрывающим единство России, ее территориальную целостность, течениям и структурам националистического, религиозного и религиозно-политического экстремизма, остро угрожающим во многих регионах страны личной и общественной безопасности, конституционному правопорядку.

В Концепции безопасности необходимо закрепить широкий комплекс мер (включая чрезвычайные) применительно к каждой из подсистем обеспечения безопасности страны и с учетом участия в решении относящихся к ним задач государственных структур различного уровня (высшие органы государства, органы отраслевого управления, правоохранительные органы, спецслужбы и др.).

Говоря о роли государства и общественных структур в механизме обеспечения стратегической безопасности, необходимо преодолеть монополию государства на обеспечение безопасности. Общественные структуры (политические партии, общественно-политические организации, научные центры и т.п.) должны занять свою нишу в этой системе, участвуя в соответствующих формах в реализации всех ее функций (анализа и прогноза, принятия решений, оказания влияния на возникающие угрозы и т.д.). Например, более широко участвовать в оценке угроз для жизненно важных интересов страны, экспертизе подготавливаемых государственных решений, их пропагандистском обеспечении, контроле за эффективностью защиты национальных интересов страны и др.

Одна из актуальных проблем — своевременное выявление угроз национальным интересам России. В связи с этим особое значение имеют создание системы многоканального поступления необходимой информации в органы, ответственные за безопасность страны (при безусловном соблюдении прав и законных интересов граждан), разработка систем индикаторов приближения или наличия таких угроз (экологических, социально-политических, экономических и т.д.) применительно к основным видам безопасности, развитие современного механизма анализа и прогнозирования этих угроз. Среди конкретных предложений заслуживает внимания создание системы социального мониторинга, позволяющего систематически отслеживать происходящие в стране общественные процессы, своевременно определять назревающие опасности.

Одно из центральных мест в проблеме обеспечения стратегической безопасности занимает вопрос о ее политико-организационных и правовых основах.

Особенно важны атрибуты стратегической безопасности, определении национальных интересов страны и угроз для них, выделение из их числа приоритетных, установки на комплексность и адекватность противодействия угрозам, четкое определение "сфер влияния" и роли основных реализующих это противодействие государственных структур, установление централизованного руководства механизмом обеспечения национальной безопасности в масштабе страны и ее регионов, установление общих параметров "отраслевых" направлений обеспечения безопасности (по видам безопасности) как основы для последующего принятия соответствующих концепций (экологической, экономической, военной, общественной и т.д. безопасности).

Государство, которое обеспечивает защиту интересов всех социальных слоев общества или подавляющего большинства населения страны, обладает более высоким уровнем безопасности, чем государство, опирающееся на узкую социальную базу, на незначительную по численности политическую элиту.

Такое государство бывает вынуждено широко использовать в целях безопасности репрессивные и иные принудительные меры, включая жесткое подавление инакомыслия, преследование любой критики и проявления недовольства политическим режимом и другими условиями жизни общества. Однако следует подчеркнуть, что основы конституционного строя в любом стабильном государстве защищаются довольно решительно.

 

Угрозы стратегической безопасности могут быть классифицированы по видам их источников:

1) угрозы, вызываемые объективно развивающимися процессами. Например,  процессами, порождающими неравномерность экономического развития, отставание темпов роста экономики и развития ее структуры от потребностей общества из-за недостаточности природных или людских ресурсов и по другим причинам. Процессы урбанизации общества могут приходить в острые противоречия с удовлетворением общенациональных интересов. Такую же угрозу могут представлять падение духовного, морально-нравственного состояния общества, процессы развития в обществе социальной апатии или же агрессивности и озлобленности определенных социальных слоев. Угроза может формироваться в результате процессов загрязнения окружающей среды под воздействием расширения сферы и масштабов хозяйственной деятельности;

2) угрозы, вызываемые определенными социальными действиями. Такие угрозы возникают в результате обострения противоречий между противоборствующими или соперничающими политическими социальными силами. Они могут иметь как организованный и целенаправленный, так и стихийный характер. Такие действия могут стимулировать острые конфликты, вызывать социальные деформации различных видов общественных отношений. Чаще всего эти угрозы порождаются обострением политической и иной социальной борьбы в государстве, обществе и в межгосударственных отношениях. Такой угрозой могут быть амбициозные устремления непримиримой оппозиции, межнациональная и религиозная вражда, эскалация забастовочной деятельности, которая парализует и дестабилизирует экономическую и социально-политическую обстановку. Степень опасности угрозы возрастает по мере усиления социальной напряженности, взаимной озлобленности, распространения насилия в обществе. Возрастание угрозы зависит от уровня общественного сознания, общей политической и правовой культуры и особенностей менталитета общества. Угроза общенациональным интересам может быть также порождена ошибками властных структур в определении жизненно важных интересов, мер их защиты, а также в оценке опасности существующих и потенциальных угроз. Угрозы могут порождаться авантюризмом и непрофеесиональностью в реализации политических и экономических целей.

Угроза может быть вызвана экспансионистской направленностью политики зарубежного государства, например, такого, которое произвольно расширяет сферы своих национальных интересов и вмешивается во внутренние дела других стран. Наконец угроза — это противоправные посягательства на жизненно важные интересы России. Такой угрозой может быть разведывательно-подрывная деятельность иностранных спецслужб и негосударственных организаций, включающая шпионаж и другие противоправные формы ее осуществления. Акции международного террора, противоправные посягательства внутри страны осуществляются в форме преступлений против конституционного строя, диверсии, внутреннего терроризма, коррупции, организованной преступности, контрабанды, расхищения природных ресурсов и т.п. Посягательства внутренних сил нередко инспирируются и стимулируются спецслужбами иностранных государств и другими организациями, ведущими подрывную работу.

5. О содержании общенациональной безопасности России и ее обеспечении. Методология определения и оценки жизненно важных интересов и угроз им во взаимосвязи с проблемой предупреждения кризисов и социальных деформаций Российского государства и общества, обеспечение выживания и выхода России из кризиса позволяют уточнить и конкретизировать содержание понятия общенациональной безопасности России применительно к современной действительности.

В этой связи следует подчеркнуть, что состояние надежной защищенности жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз характеризуется наличием у субъектов обеспечения общенациональной безопасности России возможности и способности противодействовать этим угрозам, предупреждать развитие кризисных состояний в обществе и государстве, обеспечивать эффективный выход из кризиса, предотвращать социальные деформации, которые создают предпосылки для распада общества и государства.

В этом определении содержится указание на главную цель обеспечения общенациональной безопасности — не допустить развития кризиса в государстве и обществе, обеспечить выживание России в самой трудной для нее ситуации, создав предпосылки выхода из кризиса.

Важно в государственной практике не отвлекать усилия системы обеспечения общенациональной безопасности на решение второстепенных вопросов. Совет Безопасности России должен выполнять не только консультативные, но прежде всего штабные функции и во главе с Президентом осуществлять стратегическое планирование и руководство обеспечением безопасности, сосредоточив главное внимание на антикризисных мерах как в сфере внутренней, так и внешней безопасности.

Научная разработка проблемы общенациональных интересов и общенациональной безопасности России создаст теоретическую и методологическую основу для разграничения общенациональных и региональных интересов, их взаимодействия и согласования.

Этот подход позволит вести разработку проблем общенациональной и региональной безопасности, разграничить компетенцию между Центром и регионами, согласовать организационные вопросы защиты региональных интересов в сфере безопасности.

6. О балансе жизненно важных интересов. Дисбаланс в сфере обеспечения безопасности Советского Союза возник в условиях "холодной войны" и военно-политического противостояния двух систем. Обе стороны беспрерывно наращивали свой военный потенциал. Шла напряженная гонка вооружений. Это вызывало непомерные расходы материальных и людских ресурсов, создавало экономическую, военно-политическую, социальную и морально-психологическую напряженность в государстве и обществе, что само по себе являлось угрозой безопасности.

Естественно, что в этих условиях усиливалась угроза военной безопасности Советского Союза, особенно в периоды обострения военно-политического противостояния и возникновения кризисов в отношениях между СССР и США. Следует отметить, что при любом военно-политическом противостоянии угроза жизненно важным интересам одной стороны другой стороной характеризуется как мера защиты ее собственных жизненно важных интересов. Практически все агрессивные войны объявлялись нападающей страной "мерой защиты от вероломного нападения", якобы готовившегося жертвой агрессии.

Динамизм интересов при военно-политическом противостоянии создает угрозу для обеих сторон.

7. Для обеспечения безопасности России прежде всего необходимо сбалансировать внутренние интересы и интегрировать их в общенациональные интересы.

Известно, что взаимодействие интересов личности, общества и государства представляет собой многоуровневую и сложную систему. На уровне интересов личности необходимо их согласование в межличностных отношениях. Залогом гражданского мира являются уважение и соблюдение одной личностью прав, свобод и интересов другой личности. В этом же плане должны быть отрегулированы отношения личности с обществом и государством. И здесь необходимо взаимное уважение интересов. В обществе у различных социальных слоев, национальных и религиозных существуют отличающиеся и противоречивые интересы и потребности. Недопустимо удовлетворение корыстных интересов одного социального сообщества за счет другого. Особый ущерб интересам безопасности России наносят межнациональные и социально-политические противоречия, для разрешения которых стороны прибегают к мерам экстремистского и антиконституционного характера. Нередко социальный эгоизм и политическая амбициозность, которая особенно резко проявляется у лидеров общественных движений, создают серьезную угрозу безопасности России, провоцируют острые социальные столкновения и кризисы. Общенациональный интерес вырабатывается путем преодоления противоречий между обществом и государством, в отношениях между государственной властью и определенными социально-политическими и иными общественными структурами и движениями. Нередко общественное движение, имеющее своих сторонников в структурах власти, стремится использовать их для ограничения интересов оппонентов — социально-политических движений, находящихся в оппозиции. Это также создает угрозу безопасности России.

Важно не занизить и не завысить уровень и масштабы жизненно важных интересов, соотнести потребности в их удовлетворении с возможностями их реализации. Точно такой же подход должен быть и при определении угроз. Опасность недооценки реальных жизненно важных интересов, выдвижения интересов нереальных и завышенных, недооценка реальных угроз и концентрация усилий на противодействии угрозам мнимым и несущественным — все это деформирует доктрину и политику безопасности и делает ее неэффективной.

Особенно опасно, если задачи обеспечения общенациональных интересов деформируются в результате политических амбиций. Поддержание баланса жизненно важных интересов внутри общества и государства, а также жизненно важных интересов России и других государств, соответствие между защитными мерами и противодействия реальным и потенциальным угрозам представляет собой важнейший элемент стратегического планирования и политики обеспечения безопасности России. В этой политике все больший удельный вес должны занимать предупредительные меры регулирующего воздействия на внутренние и внешние отношения Российского государства и общества.

 

О видах безопасности.

В Законе "О безопасности" не дается какого-либо определения видов безопасности, и тем более критериев их выделения. В нем произвольно перечисляются следующие виды безопасности: государственная, экономическая, общественная, оборонная, информационная, экологическая (ст. 13). Непонятно отсутствие в этом перечне политической безопасности, которая охватывает сферу политических отношений. Недостаточно точен термин "оборонная безопасность". Военная доктрина была разработана с учетом военных угроз. Существуют военно-политические и военные интересы России. Хотя термин "оборонная безопасность" идентичен термину "военная безопасность", последний, на наш взгляд, является более точным. Что касается государственной безопасности, то она указана как бы взамен политической. Однако нет оснований считать их адекватными. В действовавшей ранее Концепции государственной безопасности СССР это понятие связывалось не только с обслуживанием политических отношений, но и с защитой экономики, государственной и военной тайны, с борьбой с военной и научно-технической разведкой зарубежных государств и т.д.

В современных условиях выделение государственной безопасности как вида безопасности не имеет достаточно четких методологических оснований. В соответствии с действовавшей ранее официальной концепцией обеспечения госбезопасности ее функции состояли в обеспечении незыблемости государственного и общественного строя, ведении классовой борьбы в специфических формах как внутри страны, так и на международной арене.

Рассматривая виды безопасности, необходимо подчеркнуть их взаимосвязь и взаимное влияние. Например, развитие кризисных тенденций в сфере экономики отрицательно влияет на политические отношения, в которых под воздействием экономических угроз возникают угрозы жизненно важным интересам России.

Возникает необходимость формирования высококвалифицированных мобильных и достаточно мощных информационно-аналитических структур в системе в сфере обеспечения безопасности России.Они должны своевременно давать текущие и перспективные прогнозы, создавать информационную основу для планирования и реализации политики обеспечения безопасности, своевременно вносить в нее коррективы. Актуальность формирования этой системы обусловлена тем, что информационно-аналитическая функция будет играть все более важную роль в обеспечении безопасности России, поскольку упреждающие, предупредительные меры и регулирующее воздействие должны быть приоритетными среди других средств и методов обеспечения безопасности.

 

О функциональных видах деятельности по обеспечению безопасности.

Прежде всего это информационно-аналитическая деятельность, с помощью которой осуществляется управление всеми процессами обеспечения безопасности. Непосредственному обеспечению безопасности служат:

— Регулятивная деятельность. Она осуществляется путем балансирования интересов, несилового согласования и разрешения противоречий, устранения с помощью политических, экономических, информационных, административно-управленческих и других несиловых мер причин и условий, порождающих угрозы и способствующих их развитию. Главная цель регулятивных мер — предотвращение наступления кризиса, снижение остроты кризисных тенденций, напряженности в сфере обеспечения безопасности.

— Деятельность по прямому противодействию. Осуществляется в основном путем принудительного, правового давления на угрозы и их носителей, пресечения противоправных действий, а при наличии особо опасных угроз — силового их подавления.

В общей системе обеспечения безопасности приоритет должен отдаваться своевременному применению регулятивных мер, упреждающих наступление чрезвычайных ситуаций. Эффективность такого упреждения обеспечивается высококачественной информационно-аналитической деятельностью, наличием научно обоснованных прогностических оценок высокой достоверности. Следует также подчеркнуть постоянный непрерывный и систематический характер регулятивной деятельности. Именно она, опираясь на информационно-аналитическую работу, в значительной мере определяет эффективность всей системы безопасности.

 

*************************

Для того чтобы создать эффективную, научно обоснованную систему мер обеспечения общества и государства, необходимо иметь четкое представление о методологических основахконцепции безопасности. Понятийный ряд концепции должен иметь свою логику "течения" понятий, которыми мы в настоящее время пользуемся. Для этого первоначально определяется и раскрывается родовое понятие. а затем система видовых. Справедливо в данном случае замечание В.И.Ленина о том, что без решения общих вопросов любая политика обречена на худшее шатание и беспринципность.

О родовом понятии. Представление о том, что безопасность является родовым понятием, на сегодняшний день довольно устойчиво. Спор ведется лишь по уточнению его содержания. Безопасность — это состояние защищенности важных интересов личности, общества и государства? Способность личности, общества и государства защитить свои жизненно важные интересы? Свойство личности, общества и государства противодействовать угрозам опасности? Или система мер, направленная на предотвращение опасности? Есть и другие толкования. Например, защищать интересы, а значит, и потребности нельзя, их можно только удовлетворять. Защищать можно жизненно важные устои развития общества и государства или так называемый процесс устойчивой стабильности развития общества и государства.

Деятельность по обеспечению безопасности общества и государства возникает как социальный феномен в ходе разрешения противоречия между такой объективной реальностью, как опасность и потребность разумного существа, социального индивидуума, социальных групп и общностей предотвратить ее, локализовать, устранить последствия опасности. Опасность как таковая является объектом деятельности по обеспечению безопасности. В этом случае предметом деятельности будут конкретные угрозы опасности (военные, политические, экономические и пр.), а также конкретные материальные носители этих угроз (природные и социально-общественные явления, люди и т.д.).

Осознание объекта деятельности по обеспечению безопасности позволяет эту деятельность представить в виде сложной системы, состоящей из трех взаимосвязанных и взаимообусловленных горизонтальных уровней (органических частей): обеспечение безопасности личности; обеспечение безопасности общества; обеспечение безопасности государства. В свою очередь, понимание предмета деятельности по обеспечению безопасности дает возможность выделить вертикальные уровни системы, то есть определить уровни безопасности. К ним можно отнести: обеспечение политической безопасности; обеспечение военной безопасности; обеспечение военной безопасности... информационной, научно-технической и т.д.

Исходя из характеристик объекта и предмета деятельности по обеспечению безопасности, ее цель следует определить как предотвращение ущерба жизненно важным устоям общества и государства.Конечная цель реализуется через решение промежуточных задач: выявление угроз безопасности, их предупреждение и пресечение, профилактику причин и условий возникновения и развития угроз безопасности.

Безопасность как результат деятельности по обеспечению безопасности общества и государства должна иметь множественную предметность. В одном случае — она есть способность системы предотвращать ущерб жизненно важным устоям общества и государства, в другом — состояние их защищенности, в третьем — свойство развитой системы мер безопасности. Все зависит от конкретного исторического периода существования государства, силы или слабости его властных, исполнительных и судебных структур, характера общественных отношений и производительных сил.

В условиях политического и экономического кризиса, деструктивности общества и прочих явлений опасности безопасность должна пониматься как способность каждой подсистемы деятельности по обеспечению безопасности относительно самостоятельно решать собственные задачи, естественно, при организующей роли государственных институтов. Существующие реалии Российского государства подтверждают справедливость этого утверждения.

В условиях коррумпированности органов государственной власти и управления, их дезорганизованности, острой нехватки денежных и материальных средств постановка вопроса о всеобщей системе мер обеспечения безопасности является утопической. Мы полагаем, что в настоящее время наряду с общей проработкой концепции безопасности особое внимание необходимо уделить разработке концепции обеспечения безопасности личности, общества, государства и методик создания локальных систем мер безопасности.

С момента появления устойчивой стабильности в развитии государства и общества безопасность приобретает черты защищенности жизненно важных устоев. В историческом плане такая устойчивая стабильность в нашей жизни имела место, и именно тогда безопасность определялась как состояние защищенности. Ни в жизни российских граждан, ни в жизни их обществах и государства устойчивой стабильности и состояния защищенности не существует. Это необходимо создать. Оно может иметь место лишь в развитой системе общественных отношений процветающего, государства, ибо только в этих условиях можно создать целостную систему мер обеспечения безопасности, которая будет не только адекватно реагировать на все возможные угрозы безопасности, но и управлять ими за счет своего высококачественного состояния.

О методе деятельности. Нельзя создать концепцию обеспечения безопасности, не решив проблему метода этой деятельности. Без метода невозможно разработать систему мер безопасности, ибо "повисает" сама система задач обеспечения безопасности. Нет метода, нет и способов практической реализации системы промежуточных задач. В качестве рабочей гипотезы мы предлагаем обозначенный метод оперативного реагирования на любой вид угроз в качестве метода деятельности по обеспечению безопасности. .

Метод оперативного реагирования — строго избирательный метод. Он применим только в тех случаях, когда налицо не только угрозы, но и чрезвычайная ситуация, при которой угрозы являются массовидными и нарастают как снежный ком. Требуются решительные, быстрые (оперативные) действия по предотвращению ущерба жизненно важным устоям личности, общества и государства. Практическая реализация обеспечивается системой известных способов: прогнозирование угроз опасности; поиск источников угроз; обнаружение источников угроз; слежение за источниками угроз; оперативная проверка источников угроз; локализация и нейтрализация возможного ущерба безопасности; подавление (пресечение) источников угроз.

 

Нынешний кризис отчасти уходит своими корнями в глубь российской истории, отчасти произрастает из-за стремлении западного блока (заговора) уничтожить советскую систему.

С окончанием "холодной войны" исчезла биполярная схема расстановки социально-политических сил, а с распадом СССР и социалистической системы на европейскую и международную арену вышли новые независимые государства. В третий раз за столетие мир испытывает радикальные перемены в сфере международных межгосударственных отношений, в третий раз Россия находится в эпицентре событий XX века, влияющих на весь ход всеобщей истории. После окончания первой мировой войны и Октябрьской революции 1917 года, а затем после окончания второй мировой войны, да и в настоящее время происходят существенные перемены в осознании политиками интересов России и угроз им, вносятся определенные коррективы и изменения в доктрину общенациональной безопасности, в какой бы форме она ни существовала.

Несмотря на то, что основополагающая установка концепции безопасности СССР — классовый подход к социально-политическим явлениям устранен, необходимо помнить о взаимосвязи и взаимообусловленности исторического прошлого и настоящего. Формирование новых доктрин требует максимального внимания к отечественному опыту по организации и обеспечению безопасности Советского государства, учета специфических особенностей страны, прожившей 70 лет в условиях невиданных по своему размаху и глубине социально-политических и экономических экспериментов.

Это, однако, не означало, что определенные политические силы, а также спецслужбы США и других западных стран не вели подрывной и организационной работы, направленной на стимулирование деструктивных процессов в СССР, ослаблявших политический режим Советского государства. Весьма эффективно западная пропаганда использовала недостатки и просчеты руководства КПСС и преподносила их советской аудитории таким образом, чтобы усилить социальную напряженность, создать очаги инакомыслия и иного скрытого недовольства коммунистической системой. Западные идеологи стремились разжечь националистические и сепаратистские настроения в СССР, создавая, таким образом, предпосылки для усиления центробежных процессов в Советском Союзе.

Формируя концепцию общенациональной безопасности, следует четко разграничить два вопроса:

§  наличие внутренних и внешних угроз и их критерии;

§  причины, которые вызывают эти угрозы;

§  деятельность иностранных спецслужб;

§  деятельность внутри страны «пятой колоны»

Следует отметить, что доктрина государственной безопасности СССР развивалась как общегосударственная стратегия и исходила прежде всего из интересов политического режима. Современная концепция, как представляется, должна отражать общенациональные интересы, доминирующие в ее устремлениях над местными интересами, конечно, в какой-то степени учитывая их.

Кроме этого, все институты власти, в том числе и органы государственной безопасности, в советский период были сориентированы на основную линию государственной политики, какой бы она ни была, и строго ее придерживались. Другими словами, существовала определенная объединяющая все усилия идея, своеобразный ориентир в работе, который упорядочивал всю деятельность органов государственной безопасности и придавал ей направленность.

За последние годы органы безопасности России реорганизовались более в семи раз. Эти реорганизации находятся в зависимости от кризисных тенденций в обществе и объясняются необходимостью коренных преобразований в стране. Однако столь частые преобразования объективно ведут и к ослаблению системы обеспечения безопасности государства.

В настоящее время происходит целенаправленное раздробление бывшего КГБ на мелкие и разрозненные части, которые тесно связаны друге другом и напрямую подчинены Президенту (Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны и непосредственно сама Федеральная служба безопасности). Все эти структуры имеют строго вертикальное подчинение и не подвержены контролю и влиянию со стороны местных органов управления. Исторический опыт оправдывает в какой-то степени такое организационное построение. Отсутствие четкого механизма контроля со стороны спецорганов за деятельностью партийной номенклатуры способствовало в прошлом появлению благодатной почвы для злоупотреблений и коррупции со стороны властных структур. Особенно это касалось периферии. Независимость органов безопасности от местных чиновников в какой-то мере снижает такую опасность и повышает эффективность работы спецслужбы в борьбе с коррупцией.

Для сбалансированной политики в области обеспечения стратегической безопасности  государства и общества, повышения эффективности в деятельности спецслужб целесообразно иметь разветвленную сеть негосударственных структур безопасности, при строгом законодательном регулировании. Особенно это касается сферы частного бизнеса и предпринимательства.

 


16.02.05 г.

 

<!-- [if gte mso 9]> Normal 0 false false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 <!-- [if gte mso 9]> <!-- [if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";} <!-- [if gte mso 9]> <!-- [if gte mso 9]> dle
Комментарии 0