МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ

Мониторинг СМИ

Джошуа Кучера
США намерены расширять обмен разведывательной информацией со службами национальной безопасности стран Центральной Азии
09.04.2013 · Спецслужбы · EurasiaNet
Выступая перед Конгрессом США, глава Центрального командования США генерал Джеймс Мэттис (James Mattis) сообщил, что им дано указание сотрудникам американской разведки наметить круг «информационных продуктов» для предоставления их «наиболее доверенным партнерам» в регионах, включая Центральную Азию:  «В ходе моих поездок по территории, входящей в сферу ответственности Центрального командования, и ознакомления с новыми перспективными инициативами и рисками, которые представляют собой многочисленные опасности и проблемы, ко мне обращались руководители военных структур региона с просьбой о расширении обмена разведывательной информации между нашими военными ведомствами. Многие из них выказывают решимость в плане принятия жестких решений и направления ограниченных ресурсов в приоритетном порядке на задачи, связанные с оказанием отпора противнику, стремящемуся дестабилизировать ситуацию в их странах и использовать их территорию для планирования и организации нападений на США. Учитывая это, а также дабы продемонстрировать нашу приверженность решению поставленных задач, я проинструктировал разведывательное сообщество приступить к разработке круга соответствующих продуктов для наших наиболее доверенных партнеров в восточной части Средиземного моря, на Аравийском полуострове, в странах Центральной Азии, а также в Южной Азии в качестве стандартной процедуры, а не исключения из правил.
В этом меня поддерживает внимание, которое уделяется данным вопросам Управлением директора Национальной разведки. Акцент, который делает директор Клэппер в вопросе подготовки разведывательным сообществом разведывательной информации образом, повышающим нашу возможность ответственно обмениваться этими данными с нашими военными коллегами, позволяет сплотить фронт против нашего общего врага и укрепить доверие со стороны наших партнеров из числа зарубежных государств. Мы благодарны нашему разведывательному сообществу за гибкий и находчивый подход, с помощью которого оно помогает развить нашу деятельность по срыву замыслов противника».
Как отмечает Роджер МакДермотт (Roger McDermott) в своей весьма достойной статье в новом выпуске обозрения Jane's Intelligence Review (распространяется только по подписке) под названием «Поговорим о пробелах – Проблемы вакуума в сфере безопасности в Центральной Азии» (Touching the void - Security vacuum issues in Central Asia), центральноазиатские разведывательные агентства – довольно проблематичные партнеры, в лучшем случае бесполезные, в худшем – представляющие собой инструмент подавления: «Разведывательные агентства центральноазиатских республик объединены общим происхождением и подходом к своей деятельности. Они вышли из главного органа безопасности советских времен, КГБ, и в большинстве случаев не претерпели особых изменений. Общие корни пропитывают собой всю деятельность данных разведывательных структур и отношение к ним как к стражам режима. Данная отличительная особенность весьма важна, поскольку сотрудники разведок центральноазиатских государств блюдут главным образом интересы правящего режима, а не сосредоточены на отражении угроз государству. Лишь Казахстан разделил свои службы внешней и внутренней разведки, отойдя от привычной практики концентрации власти в руках единого ведомства. Тем не менее, наследие советских времен, оказывающее влияние на функционирование означенных структур, проявляется в целом ряде таких их слабых мест, как недооценка открытых источников информации и тенденция устраивать сенсацию из докладов правительству.
От западных коллег эти структуры отличает целый ряд факторов, подчеркивая немалые сложности, стоящие перед ними при оценке транснациональных и специфических угроз для государства, связанных конкретно с Афганистаном. В отличие от западных разведывательных структур, потенциал по сбору разведданных и их анализу в республиках Центральной Азии растрачивается на наблюдение за внутриполитической оппозицией и деятельностью физических и юридических лиц, занимающихся продвижением прав человека. Более того, сотрудники данных разведывательных структур посвящают свои рабочие часы расследованиям дел о коррупции среди должностных лиц и, в ряде случаев, содействию собственному коррупционному рэкету».
Генерал Мэттис говорил об обмене информацией с «военными коллегами», а Роджер МакДермотт выражает мнение, что с большой долей вероятности выгодоприобретателями здесь будут выступать пришедшие на смену КГБ структуры – которые США уже помогают обучать и экипировать.
Следует отметить, что в своем выступлении по Центральной Азии Джеймс Мэттис прибег к такому понятию, как оценка угроз с привязкой к Афганистану, дискредитировавшему себя в глазах наиболее серьезных обозревателей региона (в том числе собственных разведывательных кругов США): «Перед Центральной Азией стоят те же самые угрозы, исходящие с приграничных районов Афганистана, и военная помощь Центрального командования США сосредотачивается на укреплении потенциала в борьбе с вооруженными экстремистами. Мы привержены задаче недопущения использования вооруженными экстремистскими формированиями территории Центральной Азии в качестве базы для террористических операций, а также задаче укрепления связей, основанных на общем понимании угроз со стороны террористических, криминальных элементов и наркотрафика. Военная помощь сосредоточена главным образом на укреплении потенциала в борьбе с терроризмом».
Описание, данное генералом Мэттисом военным связям с Узбекистаном, – за разведслужбами которого закрепилась самая нелестная репутация из всех аналогичных служб региона – дает основание полагать, что данная республика, возможно, будет подпадать под категорию «доверенных партнеров», могущих рассчитывать на получение содействия со стороны разведслужб США: «Наши взаимоотношения с Узбекистаном продолжают целенаправленно и сбалансировано улучшаться, что диктуется соображениями региональной безопасности, расширения Северной сети поставок и взаимной выгоды. Сотрудничество в сфере безопасности служит задаче расширения доступа и роста влияния США на процесс становления и развития взаимодействия в гуманитарной и демократизационной областях. Недавно нами были подписаны новые соглашения о предоставлении новых важных возможностей в поддержку Афганистана. Мы рассчитываем, что это сотрудничество будет постепенно, шаг за шагом, развиваться во имя отражения общих угроз в сфере безопасности».
Не зная, что будут собой представлять эти самые «информационные продукты», нельзя оценить их потенциальное воздействие. В лучшем случае, предоставление разведданных о подлинных внешних угрозах может подтолкнуть службы и госкомитеты национальной безопасности Центральной Азии сместить приоритеты с борьбы с политической оппозицией на настоящие угрозы в сфере безопасности. Однако представляется гораздо более вероятным, что руководство центральноазиатских республик применит полученные разведданные тем же образом, что и преимущественно всю остальную иностранную помощь, на цели, представляющее для него наибольший интерес, а именно сохранения собственной власти. dle
Комментарии 1
  • 1.
  • 13.04.2013 17:46
Джошуа Кучера (независимым вашингтонским журналистом, специализирующимся на освещении проблем безопасности в Центральной Азии, на Кавказе и Ближнем Востоке, EurasiaNet) приводит следующие данные:
"В проекте бюджета на 2014 год Госдепартамента и Агентства США по международному развитию, представленном 10 апреля Белым домом, сокращен объем безвозмездной помощи государствам Центральной Азии и Кавказа. Сокращение коснулось каждой из стран региона, кроме Кыргызстана. Данный факт является продолжение тенденции, наметившейся в текущем году, когда объемы помощи также были урезаны, хотя в 2014 году сокращение будут не столь резким. Помощь Центральной Азии секвестрируют на 4 процента, а Кавказу – на 12 процентов. Это в добавление к уже объявленному в феврале сокращению помощи государствам Кавказа на 24 процента и центральноазиатским странам на 12 процентов в 2013 году по сравнению с 2012 годом. Необходимо отметить, что гуманитарная помощь США сокращается по всему миру, так что снижение объемов помощи не означает, что США теряют интерес к региону.
Часть проекта бюджета на 2014 год, касающаяся Центральной Азии и Кавказа, выглядит следующим образом:
Армения: $30,843,000, на 16 процентов меньше, чем $36,608,000, запрошенных на 2013 год.
Азербайджан: $15,555,000, на 5 процентов меньше, чем $16,330,000, запрошенных на 2013 год.
Грузия: $60,775,000, на 12 процентов меньше, чем $68,700,000, запрошенных на 2013 год.
Казахстан: $10,799,000, на 28 процентов меньше, чем $14,900,000, запрошенных на 2013 год.
Кыргызстан: $50,569,000, на 8 процентов больше, чем $46,725,000, запрошенных на 2013 год.
Таджикистан: $34,915,000, на 7 процентов меньше, чем $37,405,000, запрошенных на 2013 год.
Туркменистан: $6,125,000, на 9 процентов меньше, чем $6,735,000, запрошенных на 2013 год.
Узбекистан: $11,052,000, на 12 процентов меньше, чем $12,595,000, запрошенных на 2013 год.
Проект бюджета на 2014 год не столь детален, как документ за 2013 год, обнародованный в феврале, в следствии чего невозможно сравнить, насколько военная помощь выросла или сократилась по отношению к общему объему помощи. Но мы обратили внимание, что самый большой пункт расходов Госдепартамента на военную помощь в регионе – программа военной помощи Грузии (деньги, на которые та может закупить военное оборудование) – будет урезан с $14,4 миллиона в 2013 году до $12 миллионов в 2014 году. Помощь Азербайджану на укрепление правоохранительных структур и борьбу с наркотиками упадет с $2,8 миллиона до $1,2 миллиона. Остальные пункты не претерпят изменений, либо сократятся незначительно. Следует отметить, однако, что военная помощь со стороны Министерства обороны, в отличие от Госдепа, в последние годы составляет гораздо более значительную часть общей помощи региону в сфере безопасности."
Сам документ доступен по ссылке (PDF).