МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД
СОДЕЙСТВИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ

Иностранные спецслужбы

Обязан ли гражданин носить с собой паспорт гражданина РФ?
11.01.2017 · Справочник
« Ответ #1 : 08 Август 2011, 09:00:26 »


С 01 марта 2011 года вступил в силу Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" (далее - "Закон") <--- ссылка на закон.

Согласно статье 13 указанного Закона о полиции
"1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:
...
2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом".

В свою очередь, в силу части 4 статьи 5 Закона
"При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:
1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина".

Кроме того, часть 7 статьи 5 Закона гласит, что "полиция обязана обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом".

В соответствии с пунктом 1 Положения о паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 (далее - "Положение"), "паспорт гражданина Российской Федерации является  основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее именуется - паспорт).
Паспорт   обязаны  иметь  все  граждане  Российской  Федерации (далее  именуются  -  граждане),  достигшие  14-летнего  возраста и
проживающие на территории Российской Федерации".

Обратите внимание, что в Положение говорится об обязанности иметь паспорт всем гражданам России, но ничего не сказано о том, что этот документ необходимо в обязательном порядке всегда носить с собой.

На основании пункта 22 Положения "запрещается изъятие у гражданина паспорта,  кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации".

При этом пункт 21 Положения предусматривает, что "паспорт лица,  заключенного под стражу или  осужденного  к лишению   свободы, временно  изымается  органом  предварительного следствия или судом и приобщается к личному делу  указанного  лица.
При освобождении из-под стражи или отбытии наказания в виде лишения свободы паспорт возвращается гражданину".

Одновременно с этим, на основании пункта 37 части 1 статьи 12 Закона полиция обязана "изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки".

Между тем, в соответствии с частью 1 статьи 19.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП)
"Незаконное изъятие должностным лицом удостоверения личности гражданина (паспорта) -
влечет наложение административного штрафа в размере от ста до трехсот рублей".

В свою очередь, на основании части 1 статьи 19.3 КоАПа
"Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток".

Административное задержание может производиться в соответствии с предписаниями части 1 статьи 27.1 КоАПа "в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления".
Необходимо отметить, что согласно части 2 статьи 27.1 КоАПа "вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством".

При этом из части 1 статьи 27.5 КоАПа следует, что "срок административного задержания не должен превышать три часа, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи".
Часть 3 статьи 27.5 КоАПа устанавливает, что "лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов".

О применении соответствующих мер должен составлять протокол.

Если речь вести о подозреваемом в преступлении, то в силу статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК) "задержание подозреваемого - мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления".

Согласно статье 91 УПК
"1. Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:
1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;
2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;
3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.
2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу".

В соответствии со статьей 92 УПК
"1. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные "статьей 46" настоящего Кодекса.
2. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.
3. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.
4. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов".
dle
Комментарии 0